Валентина Хабаху
Использование бодрящей гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели использования бодрящей зарядки : создание условий для поднятия настроения и мышечного тонуса детей дошкольного возраста, активации двигательной деятельности.
Решаемые задачи:
1. Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастно – воздушных ванн и физических упражнений.
2. Воспитывать положительно – эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
Публикация «Использование бодрящей гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Развитие у детей двигательного воображения, формирование осмысленной моторики.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим.
Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день?
Конечно же, провести бодрящую гимнастику после дневного сна! Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Бодрящую гимнастику проводят в любое время года в хорошо проветренном помещении (за 15 минут до сна после проветривание, от 5 – 15 минут, в зависимости от возраста. После выполнения бодрящей гимнастики в постели, дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьба по дорожке здоровья (массажные коврики) на которых можно походить и потопать, потоптаться на месте, перепрыгнуть через него.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания.
В комплекс бодрящей гимнастики нужно включать дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. Уже к 3 годам у некоторых детей стопа бывает уплощена. (Тесты могут провести мед. сёстра в дошкольном учреждении).
Особенно полезно упражнять детей младшей группы в приподнимании, ходьбе на носках босиком.
Лучше всего эти упражнения выполнять после дневного сна из положения лёжа сидя в постели, при этом необходимо следить чтобы дети не задерживали дыхание. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Детям старших групп дошкольного возраста необходимо проводить бодрящую гимнастику с элементами точечного массажа и само массажа. В функции воспитателя в организации бодрящей гимнастики после дневного сна входят:
- обеспечить гибкий двигательный режим,
- температурный режим в спальне – не менее 16 – 18 градусов С,
- обеспечить постепенное пробуждение детей.
Создать положительную эмоциональную атмосферу, т. к. настроение ребёнка может зависеть и от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которая создаётся нами (воспитателям) в группе, и от состояния здоровья ребёнка.
Детям, перенесшим ОРВИ – две недели отменить хождение босиком по полу.
Другие упражнения выполняются с учётом индивидуального самочувствия детей.
При нежелании ребенка проводить гимнастику его не беспокоить, тактично выяснять причину.
Быть особо внимательными к ЧБД и детям с НОД. С родителями таких детей иметь частые контакты и только после рекомендации врачей и с согласия родителей их включаем в эти мероприятия.
Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи.
1 часть – гимнастика в кроватках – призвана обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, постепенное пробуждение мышц, систем и процессов организма. Комплекс содержит упражнения на релаксационное растягивание, на расслабление и напряжение отдельных мышц, упражнение для конечностей, мышц спины. Включены дыхательные упражнения. Ничего не доставляет большей радости ребёнку, чем игра, поэтому все упражнения облечены в игровую форму, предполагают передачу в движении какого – либо образа, объединены в единый игровой сюжет.
2 часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на профилактику плоскостопия, оказание закаливающего воздействия на организм.
Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате, что обеспечивает дополнительный закаливающий эффект. В корригирующую дорожку, расположенную по кругу для многократного прохождения ее детьми, включены:
- разнофактурные поверхности: ребристые, шипованные, гладкие, жестко – ворсистые, наклонные и т. п. ;
- пособия для выполнения основных движений: прыжков, подлезаний, перешагиваний, ходьбы змейкой и т. п. ;
- пособия для закаливания: в младших группах – солевые дорожки, в средних, старших – контрастные ванночки для ног.
Периодическая смена последовательности и расположения оборудования, дополнение новыми пособиями заставляет детей приспосабливаться к новым условиям, находить другие способы выполнения движений, а это в свою очередь повышает