Нина Косова
Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование словесно-логических игр
в развитии детей старшего дошкольного возраста
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.
Публикация «Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Поэтому взрослым необходимо направлять это стремление. Нужен творческий подход обеих сторон – и взрослых и детей - к данной проблеме.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления. Взрослые, играя с ребенком, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Игра «Составление предложения»
Ребенку предлагаются 3 слова, не связанные между собой по смыслу (река, ручка, собака). Задание: составь предложение, в которое были бы включены все 3 слова.
Ответы могут быть такими: «Собака уронила в реку ручку», «Девочка взяла ручку и нарисовала собаку, которая гуляла у реки».
Игра способствует развитию устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.
Слова для задания :
- озеро, медведь, карандаш
- дерево, тигр, человек
- мост, человек, тетрадь и др.
Игра «Поиск общих слов»
Детям предлагаются 2 слова, мало связанных между собой.
Например:
- блюдо и лодка
- мел и мука
- матрешка и конструктор и др.
Ребенок должен найти как можно больше общих признаков для этих предметов. Например, «блюдо и лодка» - имеют глубину, сделаны человеком и т. д.
В игре дети учатся видеть связи между предметами.
Игра «Что лишнее»
Детям предлагаются любые 3 слова :
- птица, лисица, огурец
- собака, помидор, солнце
- корова, ботинки, трава и др.
Задание: из трех предложенных слов надо оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а одно слово «лишнее», поэтому его надо исключить. Игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.
Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»
Называется какое-либо слово, например: стрекоза, поезд, душ и т. д.
Задание: необходимо найти как можно больше предметов, сходных с названным по каким- либо свойствам. К слову «стрекоза» могут быть названы «птица», «бабочка», «самолет» - они также летают, у них есть крылья и хвост.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, формирует способность классифицировать предметы по их признакам.
Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
Называется какое-либо слово, например, «дом».
Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету.
«Дом» - «улей» (по размеру)
«Дом» - «сарай» (по степени комфорта)
Игра формирует способность изучать свойства предметов, знакомит с категорией «противоположность».
Игра «Поиск предметов по заданным признакам»
Ребенку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.
Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами. Таким перечислением свойств может быть загадка.
Можно предложить задание: назови предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций:
- дверь (открывается и закрывается)
- выключатель (включает и выключает свет)
Игра «Поиск способов применения предметов»
Назвать известный предмет: книга, шапка, газета и др.
Задание: необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
- терпение;
- умение играть и верить в игру;
- умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
- умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
- творчество.
Иры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры направлены на решение многих задач, к ним можно возвращаться неоднократно.