Наталья Цыбулькина
Проектная работа «Использование развивающих игр на занятиях по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Проектная работа
«Использование развивающих игр на занятиях по математике»
Подготовила: Цыбулькина Н. В.
воспитатель
средней группы
Саранск 2014
Содержание проекта включает
1. Актуальность.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Ожидаемые результаты.
5. Ресурсы.
6. Этапы.
7. Анкетирование родителей
8. Диагностирование детей.
9. Дальнейшее развитие проекта.
10. Заключение.
Публикация «Проектная работа „Использование развивающих игр на занятиях по математике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
«Использование дидактических игр для развития
математических способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность.
При поступлении на работу МДОУ №103 я обратила внимание на то, что у детей группы недостаточные знания по разделу формирование элементарных математических представлений. Математика представляет собой сложную науку и плохие знания по данному разделу программы могут вызывать определенные трудности во время школьного обучения. Закрепление знаний по формированию математических представлений в дошкольном возрасте происходит через игры. Но дети группы мало используют игры математического содержания в самостоятельной деятельности. Я и поставила себе целью – научить использовать дидактические игры с математическим содержанием в совместной деятельности. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать соотношение цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентироваться в направлениях пространства. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников.
Как я уже отметила, что у детей недостаточные знания по математике, оттуда и возникла необходимость моей проблемы - использование дидактических игр для развития математических способностей детей.
Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дети творцы настоящего и будущего. Они создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе: посторонних и определенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Однако если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. В своей практике стараюсь не навязывать детей в игру, а вовлечь в нее добровольно, по желанию детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре руководствуюсь принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностей. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Организуя дидактические игры, ориентируюсь в методах и приемах руководства этими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В таких играх знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Руководствуясь правильно данными методами и приемами дидактических игр, можно добиться развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, которые в целом направлены на умственное развитие дошкольников. В умственном воспитании детей большое значение имеет развитие элементарных математических представлений. Использование дидактических игр в совместной деятельности и самостоятельной деятельности помогают развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Как мы уже отметили, дидактическая игра с математическим содержанием имеет познавательное значение:
- развивает индивидуальные способности к математике;
- воспитывает воспитательную активность;
- вызывает интерес у детей к математике;
- способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;
- развивает память, внимание, логику мышления.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую от других видов и упражнений. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по определяется возрастом детей, содержанием образовательной деятельности. Задачи дидактической игры с математическим содержанием определяются:
1. уровнем подготовленности воспитанников;
2. какие знания, представления должны усвоиться;
3. ранее усвоенными знаниями;
4. формированием определенных качества личности (честность, наблюдательность, настойчивость в достижении цели, самостоятельность и др.)
Для того, чтобы правильно организовать игру с математическим содержанием, в своей практике руководствуюсь принципами их организации, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. К таковым относятся:
1. отбор математических знаний, полученных на НОД, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.
3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.
4. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
5. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
6. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.
Дидактические игры математического содержания открывают возможности:
1. приобретать новые знания.
2. Совершенствовать математические (количественные, пространственные, временные) представления.
3. Развивать восприятие, внимание, память, творческие способности, т. е. развитие умственных способностей.
Цель проекта
Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе осознания математического содержания отношений предметов и явлений окружающего мира.
Конкретная цель проекта
С детьми:
Формировать умение обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, предвидеть результат и наиболее экономичный способ решения задачи.
С родителями:
Формировать умение использовать математические понятия в повседневной жизни и активно участвовать при создании и использовании математических игр.
Задачи проекта
1. Способствовать осознанию отношений между последовательными числами в пределах 10 (больше, меньше, равно) и образование чисел.
2. Закреплять представления о параметрах величины, об относительности признаков, способ определения сравнительной характеристики.
3. Расширять представления о форме и признаках геометрических фигур, усвоению словесных характеристик геометрических фигур.
4. Создавать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве.
5. Развивать возможности детей оценивать длительность и краткость временных отрезков и умение определять время по часам.
Результаты анкетирования родителей
Родители в своих анкетах отметили, что они мало используют игры с математическим содержанием, они больше обращают внимание на развитие способности общаться, но мало включают в играх сложение и вычитание до 10, прямой и обратный счет до 10, на сравнение предметов: больше- меньше, шире-уже, выше-ниже и т. д.
Наблюдая за детьми, оценивала частоту обращения к дидактическим играм математического содержания в самостоятельной деятельности. Уровень развития математических способностей оценивала по книге «Диагностика освоения основной программы» пособие Вершининой. Изучение дали отличные результаты.