Наталья Цыбулькина
Проектная работа «Использование развивающих игр на занятиях по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
«Использование развивающих игр на занятиях по математике»
Подготовила: Цыбулькина Н. В.
воспитатель
средней группы
Саранск 2014
Содержание проекта включает
1. Актуальность.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Ожидаемые результаты.
5. Ресурсы.
6. Этапы.
7. Анкетирование родителей
Темочки:
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
8. Диагностирование детей.
9. Дальнейшее развитие проекта.
10. Заключение.
«Использование дидактических игр для развития
математических способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность.
При поступлении на работу МДОУ №103 я обратила внимание на то, что у детей группы недостаточные знания по разделу формирование элементарных математических представлений. Математика представляет собой сложную науку и плохие знания по данному разделу программы могут вызывать определенные трудности во время школьного обучения. Закрепление знаний по формированию математических представлений в дошкольном возрасте происходит через игры. Но дети группы мало используют игры математического содержания в самостоятельной деятельности. Я и поставила себе целью – научить использовать дидактические игры с математическим содержанием в совместной деятельности. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать соотношение цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентироваться в направлениях пространства. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников.
Как я уже отметила, что у детей недостаточные знания по математике, оттуда и возникла необходимость моей проблемы - использование дидактических игр для развития математических способностей детей.
Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дети творцы настоящего и будущего. Они создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе: посторонних и определенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Однако если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. В своей практике стараюсь не навязывать детей в игру, а вовлечь в нее добровольно, по желанию детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре руководствуюсь принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностей. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Организуя дидактические игры, ориентируюсь в методах и приемах руководства этими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В таких играх знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Руководствуясь правильно данными методами и приемами дидактических игр, можно добиться развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, которые в целом направлены на умственное развитие дошкольников. В умственном воспитании детей большое значение имеет развитие элементарных математических представлений. Использование дидактических игр в совместной деятельности и самостоятельной деятельности помогают развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Как мы уже отметили, дидактическая игра с математическим содержанием имеет познавательное значение:
- развивает индивидуальные способности к математике;
- воспитывает воспитательную активность;
- вызывает интерес у детей к математике;
- способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;
- развивает память, внимание, логику мышления.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую от других видов и упражнений. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по определяется возрастом детей, содержанием образовательной деятельности. Задачи дидактической игры с математическим содержанием определяются:
1. уровнем подготовленности воспитанников;
2. какие знания, представления должны усвоиться;
3. ранее усвоенными знаниями;
4. формированием определенных качества личности (честность, наблюдательность, настойчивость в достижении цели, самостоятельность и др.)
Для того, чтобы правильно организовать игру с математическим содержанием, в своей практике руководствуюсь принципами их организации, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. К таковым относятся:
1. отбор математических знаний, полученных на НОД, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.
3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.
4. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
5. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
6. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.
Дидактические игры математического содержания открывают возможности:
1. приобретать новые знания.
2. Совершенствовать математические (количественные, пространственные, временные) представления.
3. Развивать восприятие, внимание, память, творческие способности, т. е. развитие умственных способностей.
Цель проекта
Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе осознания математического содержания отношений предметов и явлений окружающего мира.
Конкретная цель проекта
С детьми:
Формировать умение обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, предвидеть результат и наиболее экономичный способ решения задачи.
С родителями:
Формировать умение использовать математические понятия в повседневной жизни и активно участвовать при создании и использовании математических игр.
Задачи проекта
1. Способствовать осознанию отношений между последовательными числами в пределах 10 (больше, меньше, равно) и образование чисел.
2. Закреплять представления о параметрах величины, об относительности признаков, способ определения сравнительной характеристики.
3. Расширять представления о форме и признаках геометрических фигур, усвоению словесных характеристик геометрических фигур.
4. Создавать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве.
5. Развивать возможности детей оценивать длительность и краткость временных отрезков и умение определять время по часам.
Результаты анкетирования родителей
Родители в своих анкетах отметили, что они мало используют игры с математическим содержанием, они больше обращают внимание на развитие способности общаться, но мало включают в играх сложение и вычитание до 10, прямой и обратный счет до 10, на сравнение предметов: больше- меньше, шире-уже, выше-ниже и т. д.
Наблюдая за детьми, оценивала частоту обращения к дидактическим играм математического содержания в самостоятельной деятельности. Уровень развития математических способностей оценивала по книге «Диагностика освоения основной программы» пособие Вершининой. Изучение дали отличные результаты.