Леонид Гусев
Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Леонид Евгеньевич ГУСЕВ
магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация
leonidegu@mail.ru
Тамара Валерьевна Инжеватова
учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация
Injevatova2010@yandex.ru
Публикация «Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В статье рассмотрен опыт использования проектного метода как инструмента выстраивания взаимодействия инструктора по физической культуре с учителем-логопедом, воспитателями и родителями воспитанников в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Охарактеризованы особенности влияния двигательной активности на развитие личности ребёнка.
Ключевые слова: проект, интеграция, физическая культура, коррекция речи, вариативность, личностное развитие
Постановка проблемы. Проблема коррекции речевых нарушений детей остаётся актуальной как «социальная болезнь». Сложившаяся в дошкольном образовательном учреждении практика работы с детьми, имеющими нарушения речи, порождает многочисленные проблемы взаимодействия педагогов в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности. Проектный метод помогает избежать данные проблемы.
Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель статьи – осветить опыт использования педагогами дошкольного отделения «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки проектного метода как инструмента взаимодействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Изложение основного материала.
Нарушение речи – это многомерное явление, влекущее за собой отставание в развитии по многим показателям. Речевым нарушениям сопутствуют нарушения моторного развития, недостаточные физическая подготовленность и развитие функциональных систем, недоразвитие психических функций, поведенческие отклонения.
В дошкольном образовании реализуется пять направлений, обеспечивающих социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Физическое воспитание является важным компонентом образовательного процесса в дошкольном учреждении. Однако оно, в основном, ориентировано на детей, не имеющих отклонений в развитии речи, что серьезно затрудняет работу специалиста по физическому воспитанию, работающему с детьми логопедических групп. Каждый воспитатель и узкий специалист индивидуально подбирает методики и технологии, сочетание которых, как правило, происходит стихийно. Перед педагогами встаёт целый ряд проблем взаимодействия в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности.
Инструментом выстраивания такого взаимодействия авторы статьи выбрали метод проектов, позволяющий организовать совместную деятельность воспитанников, педагогов и родителей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата.
В практике обучения метод проектов начал использоваться значительно раньше выхода в свет (1918 г.) известной статьи американского педагога Уильяма Херда Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России известен ещё с 1905 года. После революции применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался до конца 80-х годов XX столетия. Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. [6]
В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Авторами статьи был разработан физкультурно-оздоровительный проект «Здоровье и развитие – в движении», который понимается как форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени.
Вид проекта – практико-ориентированный, групповой (по степени участия, долгосрочный (по срокам реализации).
Гипотеза проекта. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармонического развития личности. Применение физических упражнений, направленных на интеграцию образовательных, оздоровительных и коррекционных задач, способствует повышению эффективности физического воспитания детей с нарушениями речи.
Цель проекта. Личностное развитие детей с нарушениями речи посредством использования проектного метода для организации взаимодействия педагогов в совместной коррекционно-развивающей работе.
Задачи проекта.
1. Изучить особенности организации физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения и определить порядок действий по интеграции образовательных областей в целях оздоровления дошкольников и формирования в семье культуры здорового образа жизни.
2. Разработать технологию взаимной интеграции коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
3. Экспериментально оценить эффективность проектного метода.
Объект исследования – физическое воспитание детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях.
Была сформирована команда проекта, в которую вошли авторы проекта, воспитатели, специалисты. Участниками проекта стали воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, педагоги ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область
Формы и методы работы над проектом.
1. Взаимная интеграция методик и программ коррекционно-логопедической и физкультурно-оздоровительной работы.
2. Вариативность основной образовательной деятельности.
3. Вовлечение воспитанников логопедических групп в физкультурно-спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия учреждения, микрорайона, муниципального района, в том числе совместно с родителями (законными представителями) воспитанников.
4. Консультации (тренинги) для родителей (законных представителей) воспитанников.
5. Мониторинг, тестирование и сопоставление результатов.
Продукт проекта.
1. Активизация деятельности дошкольного образовательного учреждения по продвижению здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.
2. Технологии взаимной интеграции коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в дошкольном образовательном учреждении.
3. Сравнительно-сопоставительный анализ развития детей с нарушениями речи при использовании интегрированной технологии.
Краткое содержание проделанной работы.
1. Взаимная интеграция методик и программ коррекционно-логопедической и физкультурно-оздоровительной работы.
Деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре будет эффективна только в тесной взаимосвязи, что поможет и сохранить и «приумножить» здоровье детей с тяжёлыми нарушениями речи. [5, с. 10]
Интеграция познавательной, коммуникативной и физической деятельности детей реализуется на занятиях в спортивном зале инструктором по физической культуре с участием учителя-логопеда и воспитателя, на свежем воздухе во время часа физической активности воспитателем и инструктором по физической культуре, а также двигательно-речевыми упражнениями на логопедических занятиях. Именно в такой углубленной работе каждый педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми. Таким образом, рационально сочетаются статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала. В системе такого взаимодействия формируется информационное поле, позволяющее разным специалистам осуществлять оздоровительно-коррекционную направленность образовательного процесса в соответствии с особенностями контингента детей.
Задачи коррекционной направленности реализуются средствами физического воспитания, направленными на коррекцию вторичных отклонений, характерных для детей с речевой патологией (нарушение мелкой моторики, дыхательной функции, ориентировки в пространстве, темпа и ритма, внимания, эмоционально-волевой сферы) и осуществляется в процессе выполнения физических упражнений, где предпочтение отдаётся тем видам упражнений, которые имеют больший диапазон влияния различной направленности на речевую функцию.
Применяются игры и упражнения:
- способствующие развитию ориентировки в пространстве, координации движений;
- направленные на развитие и коррекцию функций дыхательного аппарата, мелкой моторики рук без предметов и с предметами;
- на развитие тактильных ощущений.
Задачи физического развития реализуются в процессе:
- формирования и развития основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, физические упражнения, подвижные игры);
- развития двигательных способностей (быстрота, ловкость, координация и точности движений, выносливость).
2. Вариативность основной образовательной деятельности.
Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. [2, с. 49] Педагоги, ориентированные на разнообразие форм, содержания и методов педагогического процесса, могут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармоничной личности ребёнка.
Также активно используются тематические занятия на уроках физической культуры и форма «домашних заданий» по закреплению двигательных навыков и упражнений с использованием лексических тем.
3. Вовлечение воспитанников логопедических групп в спортивные мероприятия учреждения, микрорайона, муниципального района.
4. Вовлечение воспитанников логопедических групп и их родителей (законных представителей) в проектную и исследовательскую деятельность.
В период реализации проекта «Здоровье и развитие – в движении» воспитанники логопедических групп и их родители приняли активное участие в реализации двух краткосрочных проектов – информационно-творческого проекта «Дети войны…» и исследовательского проекта «Первый космонавт», каждый из которых предусматривал, в том числе и раздел «Двигательная активность».
Проект «Дети войны» был награждён Дипломом II степени Всероссийского интернет-конкурса для педагогов и обучающихся (воспитанников, посвящённого 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне (организатор – Профессиональное сообщество педагогов-новаторов «Педагогический триумф»).
4. Консультации (тренинги) для родителей (законных представителей) воспитанников.
Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов учреждения строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребёнка. Для родителей детей с нарушениями речи совместные консультации (тренинги) инструктора по физической культуре и учителя-логопеда являются одной из форм дифференцированной работы с семьей, позволяющей педагогам дать квалифицированный совет родителям по воспитанию и развитию ребёнка, а также отработать на практике некоторые навыки.
Тематика встреч и тренингов охватывает вопросы роли движения как средства укрепления здоровья и развития интеллекта, семейного досуга как одного из наиболее эффективных средств развития, примера родителей как главного мотиватора для ребёнка.
5. Мониторинг, тестирование и сопоставление результатов.
За результатами проекта организован непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров – мониторинг. Он включает в себя педагогические наблюдения и оценку состояния, тестирование основных физических качеств и сопоставление результатов.
Результаты проекта показывают преимущества использования проектного метода для организации взаимодействия педагогов при физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, способствующие не только улучшению показателей их физической подготовленности, но также повышению эффективности коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении.
Рекомендации по использованию результатов проекта. Разработанная технология взаимной интеграции коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи, может использоваться в дошкольных учреждениях, в том числе компенсирующего и комбинированного вида, а также в речевых центрах и в начальных классах коррекционных школ. Материалы исследования могут быть использованы специалистами по физической культуре, учителями-логопедами, психологами, музыкальными руководителями и воспитателями дошкольного образовательного учреждения для личностного развития детей.
Литература:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время и новая дидиактика / А. Г. Асмолов. – М., 2001
3. Ткачук Н. Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н. Ю. Ткачук. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2017. – № 2 (12). – С. 14-18. – URL : https://moluch.ru/th/4/archive/56/2225/
4. Смелая О. В. Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре / О. В. Смелая. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 193-197. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/6438/
5. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова – М. : Линка-Пресс, 2008 – 65с.
6. Метод проектов – не новость в мировой педагогике
https://sites.google.com/site/vzasitumetodaproektov/home/metod-proektov