Татьяна Зинчук
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова у детей-логопатов
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова.
Зинчук Татьяна Николаевна
Учитель – логопед, МОУ Детский сад № 66, г. Волгоград
Using the techniques of mnemonics in the work of a speech therapist over the correction of the syllabic structure of the word.
Zinchuk Tatiana Nikolaevna
Teacher – logopedist, kindergarten no. 66, g. Volgograd
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова у детей-логопатов» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
tanya.zinchuk.1971@mail.ru
Аннотация: данная статья содержит информацию об использовании приемов мнемотехники в коррекционной работе логопеда, направленной на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Ключевые слова : мнемотехника; проблемы в речи детей; приемы мнемотехники, слоговая структура слова.
Речь является одной из главных функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми и раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.
В соответствии с принципами психолого - педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как общее недоразвитие речи (ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико– фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
В нашем представлении стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребенка. [Ткаченко, 2001, с. 5] [1] А практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин дисграфий и дислексий у школьников.
Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом [Четвертушкина, 2001, с. 3] [2] :
1. Нарушение количества слогов :
• сокращение (пропуск) слога : «моток» - молоток;
• опускание слогообразующей гласной : «пинино» - пианино;
• увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных: «команата» - комната.
2. Нарушение последовательности слогов в слове :
• перестановка слогов : «деворе» - дерево;
• перестановка звуков соседних слогов : «гебемот» - бегемот.
3. Искажение структуры отдельного слога :
• сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
• вставки согласных в слог : «лимонт» - лимон.
4. Уподобление слогов : «кококосы» - абрикосы.
5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение) : «били. били. билитекарь – библиотекарь.
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : «нананасы» - ананасы.
7. Контаминации (смешение элементов слогов) : «в холодильнице» – в холодильнике и хлебнице.
Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка – логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Развитие слоговой структуры слов ведется на основе схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками» [3]. Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова :
- двусложные слова из открытых слогов (вата);
-трехсложные слова из открытых слогов (машина);
- односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
- двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
- двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
-трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
- односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова (флаг, винт);
- двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
- четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка – а по данным последних исследований от развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способностей к серийно-последовательной обработке информации. [Большакова, 2007, с. 4] [4]
В данной статье предлагается один из эффективных приемов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Для многих детей слова носят неизвестное, абстрактное значение и поэтому запомнить их сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезнет из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует наполнить слово содержанием - чем-то, что связано с конкретными яркими, зрительными и звуковыми образами, с сильными ощущениями. Наполнить слово «содержанием» могут зрительные образы, в данном случае, это могут быть мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоника (греч. – искусство запоминания, мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Также употребляется термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающего его и облегчающей его запоминание или идентификацию. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов можно выделить два этапа [Агранович, 2000, с. 12] [5] :
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка логопата).
Логопедическая работа на коррекционном этапе проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового и тактильного.
Уровни:
• уровень гласных звуков;
• уровень слогов;
• уровень слов;
• уровень словосочетаний и коротких предложений;
• уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Предлагаемый вид работы целесообразно проводить на уровне слов, предложений и текстов. Использование приемов мнемотехники очень эффективно. Эта работа увлекает детей, превращая занятие в игру. На уровне работы над словом уместно использовать мнемоквадраты и опорные картинки.
Очень часто произнося слово, ребенок не понимает, как он его искажает. В наглядно-игровой форме представляют его «квазислова», он анализирует вместе с взрослым искажения и приводит «слово в порядок». Задания могут быть следующими:
- определи, какой слог пропустил в слове (пропущенный слог заменяется белым квадратом, и произнеси слово правильно.
- логопед показывает картинку с переставленными слогами в слове, ребенок должен сложить разрезную картинку правильно и произнести слово.
В правильной оценке нормативности слова поможет дидактическая игра «Найди правильную картинку». Взрослый показывает разные варианты деления исходной картинки на части – слоги, затем предлагает ребенку определить правильный вариант слова и произнести его, соотнося со зрительной моделью.
Таким образом, используя картинки, деленные на карточки – слоги можно отработать правильное произношение всех слов разной слоговой структуры.
Продолжая работу над формированием структуры слов, рекомендуется упражнение на повторение слов с выделением ударного слога. Можно использовать такой наглядный материал, где ударный слог в слове изображен больших размеров. По мере усвоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на наглядность уменьшаться.
Освоив работу со словом, ребенок переходит к поэтапному кодированию сочетания слов. Дошкольник выкладывает из мнемоквадратов мнемодорожки, следовательно, идет работа по составлению предложения.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, ребенок легко освоит мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету». К. Д. Ушинский
Ссылки на источники:
1. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для работы с детьми 4 – 6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 40 с.
2. Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова : система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.
3. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольниками – М. : А. П. О. 1996. 28 с.
4. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.