Ольга Федорчук
Мастер-класс для педагогов «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова»
Учитель-логопед: Федорчук О. А.
Цель мастер-класса: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.
Задачи: познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений ритмико-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Оборудование: предметные картинки; маленькие игрушки; карточки-схемы слогов; карточки-схемы ритмов; символы звуков; счетный материал; кубик с точками; тактильные дорожки; пособия: «Слоговая лесенка», «Слоговые счеты».
Мастер-класс
1. Теоретический аспект
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с ОНР.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.
Исследования А. К. Марковой об особенностях усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающими алалией показывают, что речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.
А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Логопеду необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова: нарушение количества слогов; нарушение последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога.
В логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа: подготовительный и коррекционный.
Цель подготовительного этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (развитие концентрации слухового внимания и памяти; развитие общей координации и координации движений обеих рук; работа над ритмом; развитие графических умений на переключение).
Цель коррекционного этапа - непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слова на уровне звуков, слогов и слов.
Работа на уровне звуков
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
Ребёнок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным.
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается: сосчитать количество звуков; показать то же количество пальцев, сколько звуков; встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков; назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука; придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано.
Работа на уровне слогов
Повторение рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги: с общими согласными: МА – МО – МУ – МЫ – МЭ; с общими гласными: БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ; обратные: АН – ЫН – ОН – ЭН – УН; закрытые слоги, их ряды и пары: МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК
Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:
сосчитать количество слогов; выложить палочки по количеству слогов; сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов; определить одинаковый звук в ряду; повторить ряд слогов в обратном порядке; назвать первый (второй, третий) звук слога; составить слог из заданных звуков (К, (П, (А, чтобы в середине был гласный; наращивание слогов; уменьшение количества слогов.
Работа на уровне слова
Упражнения на различение длинных и коротких слов.
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.
Выкладывание полосок по количеству слогов в слове.
Выбор подходящей схемы слова.
Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных.
Упражнение 1.
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.
Упражнение 2.
Повторение слов, близких по звуковому составу: сук-сок, мяч-меч, кит-кот, лес-лис и др.
Упражнение 3.
Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…. ко-фе, ко; ли-са…. ли-са, са.
Упражнение 4.
С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:
-угадать слово, которое отхлопал другой ребенок;
-придумать слово к схеме;
-поставить ударения на схемах (в виде диктанта).
Упражнение 5.
Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки, ЗА-мок-за-МОК, му-КА-МУ-ка и др.).
Упражнение 6.
Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:
Слова: жи-лы - лы-жи (ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос).
Упражнение 7.
Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би - кубики, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.
Упражнение 8.
Логопед называет слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.
Слова: павук, паук; вутка, утка; кокно,окно; и др.
Упражнение 9.
Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком. Слоги: са---лет, пы---сос, па---ход.
Упражнение 10.
Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог, например, ма: малина, эскимо, макака, муравей, помада.
2. Практическая часть
Упражнение «Повтори ритм»
Цель: учить отхлопывать ритм, соблюдая паузы между хлопками.
Оборудование: карточки с ритмическими рисунками, бубен.
Ход игры: логопед показывает карточку с несложным ритмическим рисунком, который анализируется (подсчёт количества полосок и расстояния между ними, например: (! !). Все вместе отхлопывают ритм с многократным повторением. Затем, тот же ритм отстукивают в бубен поочерёдно друг за другом, чтобы ритм не прервался.
Упражнение «Слоговые счёты»
Цель: учить отсчитывать количество слогов в слове, по количеству отстуканных слогов определить подходящее слово.
Оборудование: пособие «Слоговые счёты», картинки и игрушки.
Ход игры: на столе стоят игрушки: кот, кошка и котёнок. Логопед отстукивает каждое слово и просит показать нужное количество бусин на счетах. Затем отстукивает слово, не произнося его, и просит показать и назвать, кто пришел: кот, кош-ка или ко-тё-нок?
Вариант №2: назвать родственные слова по картинке, сравнить их по количеству слогов и показать на счетах (например: дом, до-мик, до-ми-ще; кот, ко-тик, ко-ти-ще; слон, сло-ник, сло-ни-ще).
Упражнение «Слоговая лесенка»
Цель: учить отсчитывать количество названных слогов или слогов в слове.
Оборудование: пособие «Слоговая лесенка», картинки и игрушки.
Ход игры: логопед просит посчитать количество названных слогов (например: МА-МО-МУ; СКЫ-СКЭ-СКО-СКУ) и пройти такое же количество раз по ступенькам, повторяя слоги.
Вариант №2: помочь игрушке зайке пройти по ступенькам и разделить слова на слоги, называя картинки (лук; чес-нок; го-рох; свёк-ла; мор-ков-ка; ка-пус-та; ка-ба-чок).
3. Подведение итогов.
Что нового Вы узнали из мастер-класса?
Какие вопросы у Вас возникли, осталось ли что-то неясным?
4. Памятки с подборкой игр и упражнений по развитию ритмико-слоговой структуры слова.
5. Список используемой литературы
1. Аранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Детство-Пресс,2004г.
2. Богомолова А. И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
3. Большакова С. Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей», «Формируем слоговую структуру слова». Сфера,2007 г.
4. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником». М., 1996 г.
5. Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет» к пособиям «Учим говорить правильно», ГНОМ и Д, 2004 г.
6. Ценина Н. Б. «Раз, два, три - слоги повтори», Сфера, 2011 г.