Татьяна Долженко
Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд. Предпосылки формирования слоговой структуры слова. Факторы психической деятельности:
пространственный
динамический
ритмический
3 слайд. Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений (Г. В. Бабина, О. С. Бот, А. В. Венгер, Н. Ю. Сафонкина)
Публикация «Презентация „Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
4 слайд. Нарушения слоговой структуры бывают различного характера:
-Сокращение числа слогов в слове- элизии, которые зависят от степени недоразвития речи. При низком развитии речи сокращаются даже 2-сложные слова (вода-да), при более высоком затрудняются на уровне 4х -3х сложных слов (пуговица- пувица).
-Контур слова может быть искажен по причине добавления лишнего слога и увеличения слогового состава (трамвай- тарамавай).
-Добавление гласных звуков к структуре слова (кузнечик- акунетик, корова- коевая).
-Едва ли не самым характерным для детей с ОНР является перестановка местами слогов внутри слова (ромашки- морашки, печение- чепение).
5 слайд. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова
Этапы:
Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале)
Цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов языка.
Коррекционный (работа ведется на вербальном материале)
Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Подготовительный этап
6 слайд. Подготовительный этап. Работа на невербальном материале
1. «Игры на развитие слухового внимания, памяти на материале неречевых звуков: "Где позвонили", "Узнай инструмент по звуку","Сколько раз ударили в барабан?"
7 слайд. 2 Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным) : отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Сравнение ритмов:! - !;! -! - !; воспроизведение ритмов по образцу логопеда; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:, .
г) Воспроизведение долгих (-) и коротких (+) звуков с помощью рисунка (- - ++; ++ - -; + - -).
8 слайд. д) Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
е) Упражнения на развитие динамического праксиса рук: по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро – ладонь).
ж) Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).
з) Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0-0-0…. ; +=+=+=…. .
(Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)
9 слайд. Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
10 слайд. Коррекционный этап
I. Уровень гласных звуков:
Игра «Будь внимательным» - произнести заданный звук (а, о и т. д.) столько раз, сколько точек на кубике или сколько услышишь хлопков
Игра «Слушай – выполняй» - пропевание серий звуков (ауио, уа, оа, иуоа, те же задания с выделением ударного звука (аиу, оыа, иуэ)
Игра «Угадай-ка» - узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом
11 слайд. II. Уровень слогов :
Игра «Пирамида» – нанизывание колец с одновременным проговариванием цепочки слогов
(каждое кольцо – один слог).
Игра «Пальчики здороваются» – на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем
этой же руки произносится один слог.
Игра «Запомни и повтори» – запоминание и повтор ребенком слоговых цепочек : са-са-со; са-со-со; со-са-со и т. д.
Игра «Скажи наоборот» – работа с мячом: са – ас, ко – ок и т. д.
Игра «Кто быстрее» – ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог (слоги записаны в таблицу).
12 слайд. III. Уровень слова :
Работа над формированием структуры слов сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например:
Игра «Чей, чья, чьи?» - образование притяжательных прилагательных.
Игра «Один – много» - единственное и множественное число существительных.
Игра «Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «1-2-5» – согласование числительных с именами существительными.
13 слайд. Фонематический и слоговой анализ слов :
Игра «Рассели картинки по домам» - один слог – одноэтажный дом и т. д.
Игра «Соедини картинки и слова»
Игра «Раздели слова на слоги»
Игра «Найди самое длинное и самое короткое слово»
Игра «Исправь ошибку в словах» – слово произносится неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка) : МОТОЛОК, МОКОЛО
Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов
14 слайд. Фонематический и слоговой синтез слов :
Игра «Дополни слово» – дополнение слов подходящим слогом : земляни, смороди, бере, коро… и т. д.
Игра «Составь слова» - выбрать слоги и составить слова :
МА РА НА ША
У ЛА ШИ ПА
Игра «Сложные слова» – из двух слов образовать одно : лёд, колоть (ледокол); камни, падать (камнепад); лес, рубить (лесоруб) и т. д.
Игра «Измени слова» – упражнение в словоизменении; уточнить, изменилось ли количество слогов : дом – дома, лес – леса и т. д.
Игра «Медленно – быстро» - взрослый произносит слово по слогам : со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком и быстро.
Игра Новые слова» – образование новых слов из первых слогов двух слов : ЧАЙНИК + КАПУСТА = ЧАЙКА; МАЛИНА + МАШИНА = МАМА
15 слайд Фонематические представления:
Игра «Чистоговорки» – придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …; аш-аш-аш - …. и т. д.
Игра «Цепочка слов» – ребенок придумывает слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова : тигр – рыба – аист – тыква и т. д.
Игра «Придумай слово» – придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:, ,, !;, ,, ,.
Игра «Рифмы» – подбор рифмы к данным словам : мак – гамак, зайка -. , кошка - … и т. д.
Игра «Подарки» – придумать куклам имена из 2 и 3 слогов; подарить подарки (соответственно количество слогов 2 и 3); объяснить, почему никому не подарили мяч и пирамиду.
16 слайд. IV. Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов
Потешки, прибаутки, стихи: Та-ра-ра! та-ра-ра! Ушли кошки со двора!
Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!
Чижик в клеточке сидел, чижик в клетке громко пел: - Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я на волю улечу!
Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями: Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Подвижные и хороводные игры: «Гуси», «Лиса и гуси», «Пастушок», «Куры и петух» и т. д.
Чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом : Ша-ша-ша - наша Маша хороша; Чу-чу-чу – я гулять хочу; Алка-алка – у меня палка; Ур-ур-ур – не гоняй кур.
17 слайд. Игра «Выбери слово» – выбрать слово, которое подходит для рифмы:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)
Игра «Подскажи словечко» – для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья:
Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота … (гол!
Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало … (жарко).
Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).
Елка, елка, елочка – колкая … (иголочка).
Игра «Закончи слово» – договаривание незаконченных слов в предложениях : На солнышке греется коте, на него смотрит ще…. У мышки маленький мышо, а у лисы – лисе…. (Какой одинаковый слог прибавляется)
Игра «Чистоговорки» – придумывание чистоговорки на заданный слог : Са-са-са - …. ; Ры-ры-ры - …. ; Но-но-но - …. И т. д.
Проговаривание, чтение, заучивание скороговорок.
Чтение предложений, стихов, рассказов с самостоятельным отстукиванием ритма.
18 слайд. Литература:
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. Большакова С. Е. "Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей", Москва, 2009г.
С. Е. Большакова "Формируем слоговую структуру слова", дидактический материал.
Воронова А. Е. "Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет", Москва, 2006г.
Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. М. : «Гном-Пресс», 1999 (Опыт работы практического логопеда).
Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1996.
Репина В. М. Коррекция нарушений речи у детей. ОИПЦ «Перспективы образования», 1998. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 2006.