Марина Ларина
Консультация «Что нужно знать родителям детей с общим нарушением речи о значении формирования слоговой структуры слова»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.
Публикация «Консультация „Что нужно знать родителям детей с общим нарушением речи о значении формирования слоговой структуры слова“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Слог. Слоговая структура речи
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет-это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет, ферваль (февраль, липека (таблетка, можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидетельствующим о наличии у ребенка ОНР. Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. Без целенаправленного обучения дети с ОНР испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова-это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.
Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения :
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин-писин); итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан-чиманадан); антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат-татамат, отдельные перестановки слогов и звуков («малоток-маталок, тамалок»); сокращение стечений согласных звуков («шкаф-каф, бант-бат»); искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон-мигифон», папоротник-папиик).
Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.
Формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:
- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве. Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов» и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом;
- ритмическая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение);
- способность к серийно-последовательной обработке информации. А слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Одновременно с работой над структурой слова учитель-логопед осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации звука логопед предлагает детям слоговые ряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са, са-са-са) и т. д. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки, то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов. При введении отрабатываемого звука в слово необходимо также соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана.
Ребенок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности, которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.
В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова.
Проведение учителем-логопедом, специально подобранных игр, на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях создаёт благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Но немаловажную роль в развитии слоговой структуры слова играют родители детей с ОНР. В связи с этим необходимо родителям с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :
1. Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
2. Для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
3. Работа над ритмом и темпом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов. Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу. «Передай привет» (хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе).
4. Упражнения на развитие координации рук: «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками, ногами, «Движения животных» (ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе.
5. Графические упражнения: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
6. Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок»
7. Развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова : «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово»(подбираем слова на заданный звук, слог.)
9. Игры направленные на формирование чувства рифмы : «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов, «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!