Анна Жилинская
Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства у этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова : дети сокращают количество слогов, изменяют структуру слова, нарушают последовательность слогов в слове, нарушают ритм слова. Нарушение звукослогвой структуры слова очень часто носит стойкий характер и затрудняет совершенствование устной и письменной речи ребенка.
Публикация «Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
Миссию учителя-логопеда вижу в формировании у ребенка фонетически четкой, логически богатой и грамматически правильной речи, которая дает возможность ему полноценно общаться и качественно подготовиться к обучению в школе. Непонятная речь ребенка мешает ему полноценно общаться с людьми и часто откладывает отпечаток на личность ребенка. При неправильном слоговом оформлении слов логопедическая работа при обогащении словаря, совершенствовании грамматических форм и словообразований будет невозможна. Таким образом, коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющим системные нарушения речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушение лексики. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте приводит к возникновению у дошкольников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Изучив опыт работы следующих авторов С. Е. Большаковой, З. Е. Агронович, Н. В. Курдвановской, Л. С. Ванюковой, Н. С. Четверушкиной, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной, Г. Г. Голубевойпо данной теме, работу по устранению нарушений слоговой структуры строю следующим образом:
- коррекционную работу по устранению слоговой структуры провожу как часть индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности;
- учитываю дифференцированный подход к каждому ребенку;
- при проведении коррекционной работы по устранению нарушений слоговой структуры использую слова с правильно произносимыми звуками и слова с уточненными звуками в стадии автоматизации;
- тщательно и последовательно отрабатываю каждый этап формирования слоговой структуры слова у детей, даже если ребенок не допускает в нем ошибки;
- многократно повторяю различный речевой материал.
Проблема заключается в том, что для успешной коррекции слоговой структуры слова детямнеобходимо многократно повторять один и тот же речевой материал, но их этот вид деятельности утомляет, на протяжении занятий у детей пропадает интерес к выполнению сложных для них упражнений и заданий. Одним из средств организации эффективного процесса коррекции может служить использование авторских игр и игровых упражнений. Концептуальной основоймоей деятельности является активное внедрение в коррекционный процесс разнообразных дидактических игр и игровых упражнений, для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволяет повысить заинтересованность у детей.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Разнообразные авторские игры и игровые ситуации позволяют мне побуждать ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности.
При проведении авторских игр опираюсь на общие дидактические принципы:
• принцип системности, игры используя вне системы, не могут достигнуть обучающего и развивающего результата, системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр;
• принцип повторности, новые знания у дошкольника вызывают затруднения, так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний,и только в результате повторения ребенок приобретает знания;
• принцип наглядности, у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на него сильнее, чем слово.
Также в логопедической работе с детьми, организовывая авторские игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы, такие как:
• принцип динамического восприятия;
• принцип развития высших психических функций;
• принцип мотивации;
• принцип включения в процесс познания всех доступных детей средств восприятия (речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов).
Целью коррекционной работы является формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста через использование авторских игр и игровых приемов.
И хотя речевые игры часто требуют напряжение сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции, дети считают, что играть совсем не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь, играют, не обращая внимание на время и возможную усталость. Использование авторских речевых игр способствует выполнению важных методических задач:
• формировать слоговую структуру слова, восприятие ритмического рисунка слова;
• пробуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, формировать оптико-пространственные ориентации;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• естественной необходимости многократного повторения детьми речевого материала;
• уточнять и закреплять лексическое значение слов;
• развивать лексико-грамматический строй речи.
Для того чтобы решить основные задачи по формированию слоговой структуры слова коррекционную работу провожу в несколько уровней, используя рекомендации Агронович З. Е. Особое значение на каждом уровне придаю «включению в работу» речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
На первом уровне – уровне гласных звуков, использую следующие задания : произнеси гласный звук столько раз, сколько точек на кубике; произнеси гласный звук столько раз, сколько раз хлопнули в ладоши; взрослый отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки; «пропевание» серии звуков с четкой артикуляцией; узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесением их с голосом. На начальном этапе наиболее важным и эффективным направлением по формированию слоговой структуры слова, особенно при моторной алалии, является развитие произвольных действий, совмещенных с речью. Совместив момент речи с моментом действия, открываются многогранные возможности воздействия на механизм развития речи, поэтому активно в своей работе использую речедвигательную ритмику А. Я. Мухиной. Также использую авторскую игру : «Звуковой лифт», где детям необходимо назвать столько раз гласный звук, на какой этаж они поднимутся.
На втором этапе – уровне слогов, работу по устранению нарушений слоговой структуры совмещаю с этапом автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков: составление слогов из предложенных звуков «Кто больше?», нанизывание колец, бусин с одновременным произнесением цепочки слогов; сосчитать, сколько слогов произнес логопед; наращивание\уменьшение слогов «Скажи на один слог больше\меньше, чем я»; запоминание и повторение цепочки слогов. Также с традиционными играми, детям предлагаются игры «Звездный путь», «Бабочка – путешественница»(Приложение)
На третьем уровне – уровне слов, применяю следующие задания: проговаривания слова по слогам; «отхлопывание» или «отстукивание» количества слогов; использование наглядной основы (выкладывание полосок или кружков по количеству слогов); задания на изменение формы слова («Назови ласково», «Один – много», «Назови один предмет», «Чего нет» и др.). При трудностях выполнения задания ребенок сначала слова проговаривает вместе со взрослым, затем сопряженно, а потом самостоятельно. В своей практике адаптировала и применяю элементы системы Карла Орфа, применяю игры и игровые упражнения предложенные Четверушкиной Н. С. в книге «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста», Н. Б. Цениной «Раз, два, три – слоги повтори» и Черенковой М. А. «Играя, учимся говорить. Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет» и авторские игры «Звуковая рулетка», «Слушай, считай, повторяй», «Найди тень», «Запутанные контуры», «Слоговые пазлы» (Приложение)
Для определения уровня сформированности слоговой структуры слов была подобрана система диагностических заданий представленных в исследованиях З. Е. Агронович, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной. Для обследования слоговой структуры слова подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Детям 3 лет предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1,2,3 слогов. Детям 4-5 лет предлагаются различные типы слов : простые – из открытых слогов без стечения согласных; более сложные – из 4 – 5 слогов со стечением согласных. Виды работ варьируется: назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом, ответить на вопросы. После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов. По результатам диагностики планирую индивидуальную работу и прописываю в индивидуальных образовательных маршрутах.
В результате была составлена и систематизирована картотека игр и игровых упражнений по совершенствованию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Подобранные игры и игровые упражнения не только формируют слоговую структуру слова, но и развивают фонематическое восприятие, совершенствуют словарный запас, грамматические формы, развивают интеллектуальные функции (мышления, памяти, внимания). Данные игры могут быть использованы в работе не только учителя-логопеда, но и воспитателя, педагога-психолога.
Подобранная система игр внедрялась в таких формах работы как индивидуальные и подгрупповые занятия, индивидуально-коррекционная работа воспитателя, работа с родителями.
С целью отслеживания результативности была проведена диагностика уровня сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Результаты проведенной диагностики, полученные при выполнении детьми предложенных заданий, показали, что в группе из 25 человек средний уровень сформированности слоговой структуры слова повысился на 28%, высокий - на 21%.
Таким образом, в результате преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с использованием авторских игр и игровых упражнений совершенствуется одна из важнейших функций человека – речевая. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно улучшается результат работы. Выполняя игровые задания, ребенок самостоятельно достигает цели, что важно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное речевое развитие и активизация всех компонентов речевой деятельности. У детей формируется фонетически правильная и четкая речь, которая дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок может легко вступать в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре.
Авторские игры на формирование слоговой структуры слова.
Игра «Звездный путь» Цель: формировать умение различать и воспроизводить заданный ритм, формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.
Материалы: на фетр пришиты звезды, различного цвета и различной величины по спирали.
Игровые задания:
1. Логопед разъясняет значение символов: большая звезда - громко произносить слог, маленькая звезда – тихо. Дети шагают пальчиками по звездам и произносят слоги в заданном ритме.
2. Логопед разъясняет значение символов: большая звезда - произносить слог СА, маленькая звезда – слог ША. Дети шагают пальчиками по звездам и произносят соответствующие слоги.
Игра «Бабочка путешествует» Цель: формировать умение различать и воспроизводить заданный ритм, произносить слова различной слоговой структуры.
Материалы: лист цветного картона 21х30 см. Из отдельного листа вырезаются цветы 5-6 шт. Игрушка «бабочка».
Игровые задания:
1. передвигай бабочку по цветам и пой песенку (с изменением силы и высоты голоса, по заданному ритмическому рисунку);
2. размести бабочку в верхнем правом углу (левом, в центре);
3. сколько слогов в слове- столько раз должна перелететь бабочка.
Игра «Звуковая рулетка» Цель: учить детей определять длину слова.
Материалы: рулетка, предметные картинки.
Игровые задания:
1. произнеси слово и одновременно двигай рулетку и подбери соответствующий символ, обозначающий длину слова;
2. логопед выполняет действие рулеткой, а ребенок подбирает подходящую картинку.
Игра «Слушай, считай, повторяй» Цель: формирование слоговой структуры слова.
Материалы: предметные картинки.
Игровое задание: логопед «отхлапывет» ритмический рисунок слова, ребенок подбирает подходящую картинку.
Игра «Найди тень» Цель: развивать приемы зрительного наложения, учить произносить слова разной слоговой структуры, развивать у детей зрительное восприятие.
Материалы: лист с тенями от предметов (на каждом листе слова одного типа слоговой структуры слова) и цветные картинки.
Игровое задание: ребенок находит тень к каждой картинке и кладет картинку на тень, проговаривает картинки.