Получи документы

Использование приемов мнемотехники при обучении гагаузскому языку детей дошкольного возраста

Анна Стефогло
Использование приемов мнемотехники при обучении гагаузскому языку детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приемов мнемотехники при обучении гагаузскому языку детей дошкольного возраста

Стефогло Анна Демьяновна,

воспитатель-преподаватель гагаузского языка,

II дидактическая степень,

УРО №7, мун. Чадыр-Лунга, РМ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема изучения гагаузского языка в учреждениях раннего образования и предлагается углубить работу по изучению родного языка с помощью различных техник, методов и приемов. Статья посвящена мнемотехнике - системе методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое внимание уделено мнемотаблицам, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Кроме этого, перечислены задачи и этапы работы с мнемотаблицами и схемами-моделями. В статье представлены образцы мнемоквадратов для заучивания фраз, мнемодорожек для составления предложений и рассказов, а также мнемотаблиц для заучивания стихотворений на гагаузском языке. Автор приходит к выводу, что использование мнемотаблиц на занятиях по развитию родной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Публикация «Использование приемов мнемотехники при обучении гагаузскому языку детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова и фразы: ребенок, образ, работа, мнемотехника, символ, родной язык, развитие речи, изображение предметов, заучивание стихотворений.

Abstract : this article discusses the problem of studying the Gagauz language in institutions of early education and proposes to deepen the work of studying the native language using various techniques, methods and techniques. The article is devoted to mnemonics - a system of methods and techniques that provide effective storage, storage and reproduction of information. Particular attention is paid to mnemonics, which serve as didactic material in the work on the development of coherent speech in children. In addition, tasks and stages of work with mnemonic tables and diagram-models are listed. The article presents samples of mnemonic squares for memorizing phrases, mnemonic tracks for composing sentences and stories, as well as mnemonic tables for memorizing poems. The author concludes that the use of mnemonics in classes for the development of native speech allows children to more effectively perceive and process visual information, transcode, save and reproduce it in accordance with the educational tasks.

Key words and phrases : child, image, work, mnemonics, symbol, mother tongue, speech development, image of objects, memorization of poems.

Язык - это естественное средство социального и личностного общения. Язык является единственным способом передачи мысли, единственным средством, которое обеспечивает жизнь государства во всех его сферах деятельности. Если каждый из нас четко и однозначно будет выражать свои мысли, то это принесет успех государству. Если же в использовании языка отмечаются неточности, ошибки, то это ведет к нарушению традиций, правил, культуры. А если нарушится этническая традиция, духовная связь поколений, то это грозит вымиранию народа.

Язык выполняет много функций, и особая роль принадлежит родному языку.

Родной язык культивируется в семье и является связующим звеном между поколениями, обеспечивая будущее страны.

В последнее время происходят большие изменения в обществе, а именно, большая миграция населения за рубеж, смена языковых ценностей. В связи с этим, происходит потеря самоидентичности гагаузов и полное вытеснение самого гагаузского языка из всех сфер жизни преимущественно русским языком не только в учебных заведениях, но и в самих семьях. Подобная практика является разрушительной для такого малочисленного народа, что неизбежно приведёт к его вымиранию, вследствие потери и исчезновения языка.

На сегодняшний день уровень знания гагаузского языка детей дошкольного возраста находится не на том уровне, на котором бы хотелось видеть, пассивный и активный словарный запас детей скудный, дети не достаточно хорошо владеют устной речью, имеют трудности в построении речевых высказываний.

Для достижения лучших результатов, когда знание гагаузского языка станет предметом гордости для настоящего и будущего поколения, уважительного отношения к своей истории и языку наших предков, считаю необходимым углубить работу с детьми дошкольного возраста по изучению гагаузского языка с помощью различных техник, методов и приемов. Одна из таких техник является мнемотехника - метод символьной синектики.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст. С этой точки зрения, мнемотехника очень эффективна в работе с дошкольниками.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук [2, с. 452].

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов - блоками-квадратами, Т. В. Большева - коллажем, Л. Н. Ефименкова - схемой составления рассказа [2, с. 451].

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «солнце», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка (Рисунок 1).

Рисунок 1. Мнемотехника

Мнемотехника

Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи (Таблица 1).

Таблица 1. Решение задач в работе с мнемотаблицами

№ Задачи, направленные на:

1 овладение речью как средством общения и культуры;

2 развитие связной и грамматически правильной монологической и диалогической речи;

3 обогащение активного словаря;

4 знакомство с книжной культурой, детской литературой;

5 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

6 развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

7 развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

8 развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей (Рисунок 2).

Рисунок 2. Мнемотаблицы в работе по развитию связной речи

Т. В. Большева подчеркивает, что работа с мнемотаблицами и схемами-моделями состоит из нескольких этапов (Таблица 2).

Таблица 2. Этапы работы с мнемотаблицами и схемами-моделями

Этапы Содержание

I этап Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

II этап Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: круг – медведь; овал - зайчик.

III этап После перекодирования происходит отработка метода запоминания (например, пересказ сказки с опорой на символы).

В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, солнце - желтое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изображением предметов, действий в графическом виде. Например: лиса – изображена из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Т. В. Большева подчеркивает, что размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблиц (Таблица 3).

Таблица 3. Размеры таблиц в зависимости от возраста детей

Возраст дошкольников Размеры таблиц

Младший на 4 клетки (2х2) на 9 клеток (3х3)

Средний на 9 клеток (3х3)

на 16 клеток (4х4)

Старший на 16 клеток (4х4)

на 25 клеток (5х5)

Опираясь на опыт педагогов, я разрабатываю мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы для развития связной речи детей дошкольного возраста. Данные схемы обогащают словарный запас детей; помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков [4, с. 16].

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу (Приложение 1).

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру (Приложение 2, 3).

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я также использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию гагаузского языка у детей. Это, прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки [3, с. 82].

Таким образом, использование мнемотаблиц на занятиях по гагаузскому языку позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Кроме этого хочется отметить, что используемые мною мнемоприёмы нашли живой отклик у детей, а также способствуют развитию интереса к родному языку.

Список использованной литературы :

1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

2. Евдокимова И. Б. Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста. // Молодой ученый, 2017, №1 (135).

3. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М., Просвещение, 1982.

4. Ткаченко, Т. П. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, 1990, №10.

Интернет ресурсы:

https://gagauzpravda.md/social/mnenie-uroven-znaniya-det-mi-gagauzskogo-yazy-ka-yavlyaetsya-minimal-ny-m-polozhenie-katastroficheskoe.html/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/08/17/ispolzovanie-mnemotablits-pri-razuchivanii-stihotvoreniy-s

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники при обучении гагаузскому языку детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 11:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники при обучении гагаузскому языку детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Стефогло (УИ 2581227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД