Людмила
Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО : «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»
Всем нам известно, что на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, создание творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, скороговорок,чистоговорок.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания.
Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
В этом году я взяла тему по самообразованию: «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»
Слайд 1
Сегодня я хочу предложить вам мастер-класс на тему : «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста». Я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.
Слайд 2
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Слайд 3
Воспитатели часто слышат от родителей такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
Слайд 4.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать :
Ассоциативное мышление;
Зрительную и слуховую память;
Зрительное и слуховое внимание;
Воображение.
Слайд 5
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и - к мнемотаблицам.
Слайды 6
Мнемоквадрат опорная картинка - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки
Слайд 7
Мнемодорожка – ряд картинок по которым можно составить небольшой рассказ.
Слайд 8
Образец задания, выполненные с детьми. На этом слайдезаполнена мнемодорожка Даши.
Стихотворение :
Кошка в окошке,
подушку шьёт,
А мышка в сапожках
Избушку метёт
Педагоги выполняют задание
Слайд 9 Сейчас предлагаю Вам составить мнемодорожку стихотворении,
мнемодорожка для педагогов (что получилось)
Я сейчас зачитаю стихотворение, а Вы попробуете его зарисовать
Две сестрицы, две руки
Рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют
Перед вами листы бумаги и фломастеры. Предлагаю нарисовать схематично стихотворение в пустых мнемоквадратах.
– «Две сестрицы, две руки» Что мы можем нарисовать к этой строчке? (две руки). Правильно.
Следующая строчка – «рубят, строят, роют». Рисуем. ….
Рвут на грядке сорняки. рисуем (на грядке сорняки)
И друг друга моют. (кран с водой и руки)
– Наше стихотворение нарисовано», мнемодорожка готова. А теперь, глядя на свои мнемодорожки, прочтите стихотворение без опоры на текст. А вот как изобразила я. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
Слайд 10
А сейчас предлагаю Вам составить рассказ про осень самостоятельно. Читаю рассказ. Перед вами мнемодорожка из четырёх окошек. Вы должны нарисовать схемы.
Осенью, листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Слайд 11
Мнемотаблица – это схема в которую заложена определённая информация.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:
· при обучении составлению рассказов,
· при пересказах художественных произведений,
· при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
· при отгадывании и загадывании загадок,
· при заучивании стихотворений.
Слайд 12
А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Перед вами листы бумаги из 9 окошечек. Предлагаю нарисовать схематично стихотворение в пустых мнемоквадратах.
– «Перед нами ёлочка» Что мы можем нарисовать к этой строчке? (ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «шишечки, иголочки». Рисуем шишечки, иголочки
Слайд 13
– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек, стихов. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов
Слайд 14
–Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Предлагаю Вам описать домашнее животное корову.
Слайд 15
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.
Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Слайд 16
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.
Слайд 17
Попробуйте угадать, что за стихотворение изображено на мнемотаблице. («Наша Таня громко плачет»)
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Слайд 18
Помимо мнемотаблиц, изображенных на листе бумаги существуют так называемые «живые мнемотаблицы». Их особенностью является то, что каждый мнемоквадрат дополняется речевым сопровождением. По мере просмотра живой мнемотаблицы отдельные мнемоквадраты по очереди не сопровождаются произнесением слов, что дает возможность детям самим дополнить недостающее. Позже речевое сопровождение мнемоквадратов полностью убирается, и дети самостоятельно повторяют текст с опорой на визуальную подсказку.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Слайд 19
Результаты
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость.
Слайд 20
В заключение моего мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
Выводы:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Коллеги, благодарю за сотрудничество. Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!