Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»

Людмила
Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО : «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»

Всем нам известно, что на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, создание творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, скороговорок,чистоговорок.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания.

Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

В этом году я взяла тему по самообразованию: «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1

Сегодня я хочу предложить вам мастер-класс на тему : «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста». Я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Слайд 3

Воспитатели часто слышат от родителей такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

Слайд 4.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

Ассоциативное мышление;

Зрительную и слуховую память;

Зрительное и слуховое внимание;

Воображение.

Слайд 5

Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и - к мнемотаблицам.

Слайды 6

Мнемоквадрат опорная картинка - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки

Слайд 7

Мнемодорожка – ряд картинок по которым можно составить небольшой рассказ.

Слайд 8

Образец задания, выполненные с детьми. На этом слайдезаполнена мнемодорожка Даши.

Стихотворение :

Кошка в окошке,

подушку шьёт,

А мышка в сапожках

Избушку метёт

Педагоги выполняют задание

Слайд 9 Сейчас предлагаю Вам составить мнемодорожку стихотворении,

мнемодорожка для педагогов (что получилось)

Я сейчас зачитаю стихотворение, а Вы попробуете его зарисовать

Две сестрицы, две руки

Рубят, строят, роют

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют

Перед вами листы бумаги и фломастеры. Предлагаю нарисовать схематично стихотворение в пустых мнемоквадратах.

«Две сестрицы, две руки» Что мы можем нарисовать к этой строчке? (две руки). Правильно.

Следующая строчка – «рубят, строят, роют». Рисуем. ….

Рвут на грядке сорняки. рисуем (на грядке сорняки)

И друг друга моют. (кран с водой и руки)

– Наше стихотворение нарисовано», мнемодорожка готова. А теперь, глядя на свои мнемодорожки, прочтите стихотворение без опоры на текст. А вот как изобразила я. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Слайд 10

А сейчас предлагаю Вам составить рассказ про осень самостоятельно. Читаю рассказ. Перед вами мнемодорожка из четырёх окошек. Вы должны нарисовать схемы.

Осенью, листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

Слайд 11

Мнемотаблица – это схема в которую заложена определённая информация.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:

· при обучении составлению рассказов,

· при пересказах художественных произведений,

· при проговаривании чистоговорок и скороговорок,

· при отгадывании и загадывании загадок,

· при заучивании стихотворений.

Слайд 12

А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.

Перед нами ё лочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги из 9 окошечек. Предлагаю нарисовать схематично стихотворение в пустых мнемоквадратах.

«Перед нами ёлочка» Что мы можем нарисовать к этой строчке? (ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «шишечки, иголочки». Рисуем шишечки, иголочки

Слайд 13

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек, стихов. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов

Слайд 14

Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Предлагаю Вам описать домашнее животное корову.

Слайд 15

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.

Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

Слайд 16

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Слайд 17

Попробуйте угадать, что за стихотворение изображено на мнемотаблице. («Наша Таня громко плачет»)

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Слайд 18

Помимо мнемотаблиц, изображенных на листе бумаги существуют так называемые «живые мнемотаблицы». Их особенностью является то, что каждый мнемоквадрат дополняется речевым сопровождением. По мере просмотра живой мнемотаблицы отдельные мнемоквадраты по очереди не сопровождаются произнесением слов, что дает возможность детям самим дополнить недостающее. Позже речевое сопровождение мнемоквадратов полностью убирается, и дети самостоятельно повторяют текст с опорой на визуальную подсказку.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 19

Результаты

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость.

Слайд 20

В заключение моего мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

Выводы:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Коллеги, благодарю за сотрудничество. Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж)Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж) Вступление. В апреле 2015г. в моем блоге на maam.ru был опубликован пост «Хохломские напевы в технике граттаж», где я показала несколько.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 12:33
+204Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД