Резида Илькаева
Использование потенциала ИКТ в проектной деятельности в ДОУ посредством интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.
Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.
Публикация «Использование потенциала ИКТ в проектной деятельности в ДОУ посредством интеграции образовательных областей» размещена в разделах
В рамках данного вопроса педагогами нашего ДОУ используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования это - принцип интеграции образовательных областей, который помогает максимально заинтересовать и включить детей в поисково – исследовательскую деятельность через различные формы взаимодействия. Одной из таких форм являются совместные проекты- исследования.
В дошкольном возрасте именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Еще Жан Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в его мозг, а это способствует интенсивному интеллектуальному развитию.
Любое исследование начинается с постановки проблемы перед детьми, на этом этапе могут использоваться следующие формы :
- видеообращение (педагога, персонажа, ребенка);
- видеозагадка (озвучивает ребенок, педагог, персонаж).
Приход анимированного персонажа, озвученного ребенком, помогает детям применить знания в любой области. Например, в познании оживить свой рисунок, рассказать о животном Севера или юга, в области физической культуре организовать любую форму работы: провести гимнастику, ору, подвижную игру; учит улавливать и различать звуки, действовать в соответствии с ними, помогая узнать особенности движений животных, пытаться передать их через имитационные упражнения, звуковые дыхательные упражнения, зрительную гимнастику и т. д.
Как один из вариантов интеграции образовательных областей в образовательном учреждении на заседаниях КМО, школьных проблемных групп в этом учебном году мы решили взять метод проектов в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Под руководством Маматовой А. С. реализуется внеурочная деятельность «Проектирование праздников», где создаются минипроекты на все календарные праздники, которые проходят в ОУ.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:
• постановка конкретных целей и планирование деятельности;
• самоанализ и рефлексия;
• выделение проблемных вопросов;
• поиск нужной информации в разных источниках;
• проведение исследования;
• презентации результатов своей деятельности;
• практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.
Нам показался интересным опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе, т. к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей над определенной практической проблемой и на социализацию дошкольников, приобретение социального опыта, традиций, истории, культуры народа. Следует также отметить и влияние деятельностного подхода на развитие детей дошкольного возраста, который обеспечивает проект, т. к. ребенок не может отвлеченно рассуждать, а познает действительность в практической деятельности.
Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте, выполняя действия по предложению взрослого или путём подражания ему.
В старшей группе (дети 5–6 лет) согласовывают действия, оказывают друг другу помощь, принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
В подготовительной группе для детей 6–7 лет взрослые поддерживают их творческую активность, создают условия для самостоятельного определения цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В нашей работе реализовались проекты разных видов : социальные («Пришкольный участок», «Цветочный калейдоскоп») исследовательско-творческие («Лето-удивительная пора!»); творческие («День матери», «Бабушкин сундук»). В основном проекты краткосрочные – недельные, месячные; долгосрочный проект («Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»).
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ :
• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практикоореентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т. к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.