Меньшикова Людмила Викторовна
Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные с реализацией и интеграцией остальных областей : "Художественное творчество", "Музыка", "Социализация", "Коммуникация", "Познание", "Чтение художественной литературы" и так далее. Например, на интеграцию образовательных областей "Коммуникация" и "Художественное творчество" направленные такие технологии, как "технология передовой аппликации" и "технология комментированного рисования", которые выросли из одноименных приемов интерактивного обучения, перенесённых в разные ситуации развивающего взаимодействия детей и взрослых.
Публикация «Педагогическая конференция „Технологии интеграции образовательных областей“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Приё м передвижной аппликации предполагает создание специального набора: например, по теме "Мой двор", "Улица", "Магазин", "Город", "Деревня" и так далее рисуется или вырезается и журналов статичные изображенные в динамике фигуры детей и взрослых, птиц и зверей, атрибуты в ситуации-например, машины, светофоры, автобусные остановки, пешеходные переходы и так далее, наклеиваются на картон или ламинируются. Затем вырезаются, складывается в коробку и подписываются. Потом ребёнок и взрослый могут с их помощью моделировать и разыгрывать любую ситуацию, которая связана с темой. При этом важно, что одновременно может составляться как коллективный, так и индивидуальные рассказ - в основном, цепной структуры.
Однако взрослый может ввести правило "запрещённого слова" : картинкой пользоваться можно, но называть её нельзя - приходится пользоваться синонимами. При этом конверсионные отношения, особенно выражены глаголами легко воспроизводятся с помощью действий с картинками (слушает-говорит, показывает-смотрит, просит-даёт, болеет-лечит и т. д.).
Кроме того, взрослый, пользуясь действиями со своей фигурой и проговаривая их, может вовлекать ребёнка в действия по аналогии, но в другой коммуникативной ситуации (" Я догоняю автобус: "Стойте, остановитесь!" А ты как будешь действовать, когда будешь опаздывать на него? "). Используется приём синтаксического прогнозирования (" Когда ты опаздываешь на автобус, то. " или "если бы ты опоздал на автобус, то. " и т. д., позволяющий "отработать" все варианты пространственно-временных отношений без изменяющейся ситуации, сразу же моделируя её и выбирая оптимальный вариант. Кроме того, можно проводить такую работу с целой группой детей одновременно - у приёма, использованного в серии развивающих ситуаций, связанных с играми-занятиями из разных образовательных областей, появится эффективность коммуникативного тренинга эффект образовательные технологии.
Этот же эффект имеет приём комментированного рисунка. Самый простой вариант его использования: взрослый рисует и комментирует свои действия, при этом ребёнок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекая в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.
Более сложный вариант в условиях работы с группой детей описывает О. П. Гаврилушкина: "Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, я как - будто раскрашиваю мелом, я а вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, я расскажу про тебя, Саша, и про тебя. Хотите вместе со мной рисовать?" затем педагог побуждает детей к коммуникативным действиям, которые сразу находят отражение в его рисунке: "Узнай у него, почему. ", Поинтересуйся где", "Спроси у Серёжи. " и так далее.
Взрослый дополняет ответы детей, делает их грамматические и орфоэпический правильно оформленными, логически законченными предложениями. Вместе с педагогом или вслед за ним дети повторяют сразу под дирижирование рукой педагогам. "Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла". В это время на доске возникают мини - ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке. Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже старших группах.
Затем педагог переходит к следующей части занятия - рассказывает по картинке-рисунку с моделированием по негативной ситуации. Например, взрослый говорит: "Видите, какая красивая у нас получилась картина. Вы все тут изображены. Только я не пойму, кто где. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано". Дети выходят по очереди и рассказывают сначала о себе, а потом о товарищах, об их играх и занятиях. В другом случае педагог может предложить : "Расскажите, как вы играли, используя нашу картину". Рассказ выглядит примерно так: "Это я. Я здесь взял лопату. Дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют. " Таким образом передается содержание всех эпизодов.
Организуя с детьми серии таких обучающих ситуаций и перенося их в игры - занятия из разных образовательных областей, педагог добивается не только обучающего, но и развивающего эффекта, когда дети переходят на уровень самообучения и самостоятельно моделируют ситуации комментированного рисования в свободной образовательной деятельности, включаясь в них, как в игру. От педагога при этом требуется рефлексия собственного опыта развивающего взаимодействия с детьми и обучения рефлексия родителей как непосредственных участников образовательного процесса ДОУ.
Таким методом тоже присуща интерактивность, что способствует реализации на практике принципа открытости образовательного учреждения (согласно Концепции дошкольного воспитания) и означает, что отношение ДОУ и семье строится по принципу взаимопроникновения и полноправного партнерство, участие родителей в процессе управления детским садом и непосредственным образовательном процессе с детьми. Большую роль в этом играет использование интерактивных технологий.