Папки-передвижки

Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ

Надежда Даминова
Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ

Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для других – «трудной». Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и включает формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Публикация «Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей, которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия необходимо включать специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей.

По моему мнению, наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей с ОВЗ являются палочки, разработанные бельгийским математиком Дж. Кюизенером (1952 г, которые я использую на своих занятиях по формированию элементарных математических представлений. Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка. В педагогической практике современного коррекционного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Использование палочек Дж. Кюизенера не противоречит никаким другим методиками, а потому они могут быть использованы как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка с ОВЗ : развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, стимулируют воображение, развивают речь, приучают к порядку. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, коррекционная направленность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике коррекционного детского сада. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной, коррекционной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для формирования у детей элементарных математических представлений.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Исходя из вышесказанного, целью своей работы считала создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью палочек Кюизенера.

Реализацию поставленной цели решала с помощью следующих задач:

• формирование познавательной мотивации обучения;

• формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

• развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

• развитие вариативного и образного мышления, фантазии, моделирования, творческого воображения;

• развитие коммуникативных навыков ;

• развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» способствует развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:

• при отборе и структурировании содержания материала ориентироваться на психофизическое развитие ребёнка;

• обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку;

• реализовывать личностно-ориентированный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер. Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, передо мной открылась универсальная и очень эффективная технология математического обучения дошкольников.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;

• осваивать прямой и обратный счет;

• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа;

• научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации,

• воссоздавать модели по образцу;

• познакомить со свойствами геометрических фигур;

• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

• развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности;

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В работе с палочками Кюизенера выделяют несколько этапов.

- Ознакомление с палочками (пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть освоение сравнений и понятия части и целого. позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая)

- Освоение сравнений и понятия части и целого.

- Разложите палочки по длине и цвету.

- Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

- Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.

- Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.

- С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.

- Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.

- Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?

- На сколько одна палочка длиннее другой?

- Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

II этап - математический

- Возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?

- Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.

- Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

- Помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы.

- Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».

- К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

III этап - мониторинг

- подвести итоги;

- сделать выводы;

- определить перспективу.

Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей, способными на творческий, креативный подход в работе.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Использование палочек Кюизинера и Мате»Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Использование палочек Кюизинера и Мате» Используя в образовательной деятельности различные методические материалы, новые пособия, мы, тем самым, повышаем мотивацию детей к когнитивной.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 20:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Даминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД