Надежда Даминова
Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ
Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для других – «трудной». Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и включает формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Публикация «Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей, которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия необходимо включать специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей.
По моему мнению, наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей с ОВЗ являются палочки, разработанные бельгийским математиком Дж. Кюизенером (1952 г, которые я использую на своих занятиях по формированию элементарных математических представлений. Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка. В педагогической практике современного коррекционного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Использование палочек Дж. Кюизенера не противоречит никаким другим методиками, а потому они могут быть использованы как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка с ОВЗ : развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, стимулируют воображение, развивают речь, приучают к порядку. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, коррекционная направленность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике коррекционного детского сада. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной, коррекционной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для формирования у детей элементарных математических представлений.
Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.
Исходя из вышесказанного, целью своей работы считала создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью палочек Кюизенера.
Реализацию поставленной цели решала с помощью следующих задач:
• формирование познавательной мотивации обучения;
• формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
• развитие вариативного и образного мышления, фантазии, моделирования, творческого воображения;
• развитие коммуникативных навыков ;
• развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» способствует развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:
• при отборе и структурировании содержания материала ориентироваться на психофизическое развитие ребёнка;
• обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку;
• реализовывать личностно-ориентированный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер. Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, передо мной открылась универсальная и очень эффективная технология математического обучения дошкольников.
Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;
• осваивать прямой и обратный счет;
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа;
• научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации,
• воссоздавать модели по образцу;
• познакомить со свойствами геометрических фигур;
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
• развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности;
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
В работе с палочками Кюизенера выделяют несколько этапов.
- Ознакомление с палочками (пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть освоение сравнений и понятия части и целого. позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая)
- Освоение сравнений и понятия части и целого.
- Разложите палочки по длине и цвету.
- Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
- Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
- Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
- С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
- Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
- Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
- На сколько одна палочка длиннее другой?
- Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
II этап - математический
- Возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?
- Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
- Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
- Помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы.
- Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
- К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.
III этап - мониторинг
- подвести итоги;
- сделать выводы;
- определить перспективу.
Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей, способными на творческий, креативный подход в работе.