Марина
Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка.
Публикация «Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мелкой моторики тесно связано с формированием речи. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.
Массаж ладоней и пальчиков рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.) - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему
Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное)
Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки
Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Застегивание и расстегивание различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.
Игры с бумагой: разрывание, комкание, разглаживание
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто.
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.)
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. д.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей раннего возраста, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.