Татьяна Коробкова
Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с использованием разнообразных форм пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
воспитателя МБДОУ «Детский сад "Алёнушка» Коробковой Татьяны Дмитриевны
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с использованием разнообразных форм пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Раннее детство - это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит
стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к
сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи,профилактику и коррекцию речевых нарушений. Все это определило выбор темы инновационного опыта «Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, с использованием разнообразных форм пальчиковых игр».
Мною была разработана система воспитательно-образовательной работы по
данной теме. Предлагаемая система позволила решать следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме использования пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук.
2. Определить виды пальчиковой гимнастики, педагогические требования к
организации пальчиковой гимнастики.
3. Рассмотреть методику использования пальчиковых игр в развитии мелкой
моторики.
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития
мелкой моторики.
5. Способствовать развитию творческих способностей.
6. Развивать память, мыслительную деятельность, речь.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
становления опыта.
Свою работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста. В группу
пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания.
Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Новизна опыта состоит:
- в формировании и развитии речи дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Чем больше внимания я буду уделять кисти руки ребенка, тем активнее у него развиваются мозг и речь.
- в обогащении предметно-развивающей среды нетрадиционными пособиями для
- в использовании активных форм работы с родителями по вопросу развития
детской речевой деятельности.
Комплексы рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с
детьми.
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию
мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что
благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Теоретическая база опыта.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших
предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Теоретической базой опыта стала и идея ведущего педагога. М. Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиков их пальцев».
Также я использую следующие программы, технологии и другие источники:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и
творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. –
Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей
дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для
воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет»,
2003;
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой
моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». СанктПетербург
2005
10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до
трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик»
Москва 2008.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,
содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Основная цель передового педагогического опыта — развитие мелкой
моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста в процессе
пальчиковых игр.
Опыт работы по данному направлению опирается на требования Примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Парамоновой Л. А.
В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно - игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к
пальчиковым играм.
4. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
2. Игровая деятельность;
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Рассматривание;
5. Чтение художественной литературы.
Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные
методы.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании
наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности : показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической
деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей
дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной игровой деятельностью. Свою работу по развитию мелкой моторики рук я начала с использования продуктивных видов деятельности.
Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Один из способов совершенствования пальчиковой моторики - рисование. В
процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит
обогащение их словарного запаса. В своей работе использую традиционное и
нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.
Интересны и эффективны занятия с использованием пластилина –
пластилинография. Пластилинография хороша тем, что она доступна детям,
позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.
В своей работе по данному направлению использую следующие принципы.
- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать
немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается
многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
- Последовательность – (от простого, к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.
Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды
упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
- Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Для того чтобы работа по развитию речи и мелкой моторики была
результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
- Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.
- Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют
дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.
- Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.
- Спички, палочки, пуговицы – дети выкладывают различные рисунки,
знакомятся с геометрическими фигурами, у детей развивается внимание,
сообразительность.
- Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки.
- Игры с прищепками – дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.
В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться,
договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.
Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом
поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики, комплексов
артикуляционных гимнастик, методическую литературу.
Создала картотеку для пальчиковых упражнений : «Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить».
Для родителей были представлены письменные консультации:
1. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
2. «Пальчиковые игры для малышей»;
3. «Ум на кончиках пальцев»;
4. «Чем заняться с детьми дома»;
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.
Анализ результативности.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная
работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
- овладеть навыком мелкой моторики;
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить
лексику;
- повысить работоспособность коры головного мозга;
- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
В результате проделанной работы к концу учебного года большинство детей
умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный запас. Дети интересуются окружающим, общаются со сверстниками, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и прощанием, знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают.
Пополнилась предметно-развивающая среда группы.
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития
дошкольников. Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие
перспективы:
- продолжить работу над развитием речи и мелкой моторики;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной
деятельности;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- пополнить картотеку дидактических игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития речи и мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика
позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной
системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач нашего детского
сада.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего
развития мелкой моторики рук, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в следующем:
- в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
- в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
А чтобы не возникала трудность опыта, педагог должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный инновационный педагогический опыт «Развитие речи и мелкой
моторики рук детей младшего дошкольного возраста с использованием
разнообразных форм пальчиковых игр» может быть использован воспитателями детских садов и родителями. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личных мини - сайтах: https://nsportal.ru/ korobkova-tatyana-dmitrievna
https://www.maam.ru/users taniakoro16
Информацию о накопленном мною положительном опыте представляю
педагогическому сообществу также на сайте детского сада: