Лариса Гариева
Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гариева Лариса Витальевна
Воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад №119 «Волжаночка».
г. Тольятти, Самарская обл.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена развитию связной речи детей с общим недоразвитием с помощью приемов мнемотехники. Описаны приемы мнемотехники, которые позволяют решать проблему.
Публикация «Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: Мнемотехника, связная речь, дети, развитие.
Детям дошкольного возраста приходится решать наиболее трудные и различные задачи, требующие выделения и применения взаимосвязей предметов, явлений и действий. Анализ логопедической практики позволяет отметить частые проявления недоразвития речи на современном этапе развития дошкольного образования.
В процессе развития у дошкольников любознательности, мышления, интереса к явлениям окружающего мира большую продуктивность в работе логопеда с детьми данного возраста имеет использование моделей, схем, мнемотаблиц.
В контексте возрастных психологических норм принято считать, что дети дошкольного возраста должны уметь самостоятельно решать познавательные задачи, объяснять замеченные явления, рассуждать о них и делать выводы [5,c. 111].
Практикующие логопеды с тревогой отмечают, что современные дошкольники практически не владеют образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речью.
Развитие речи у дошкольников весьма противоречиво. Необходимо их обучить с позиций логики поэтапно и грамотно формулировать собственные мысли, рассказывать о разных действиях из окружающей жизни. Обращение к целому ряду методических разработок позволяет отметить значительный потенциал мнемотехники в решении проблемы развития связной речи у дошкольников. Ее приемы упрощают освоение связанной речи[1,c.92].
В частности, применение обобщений дает возможность ребенку классифицировать личный непосредственный опыт, а, к примеру, определение при- чинно-следственных связей и выработка умозаключений происходит у дошкольников с опорой на образы памяти[3,c.166]
Целью статьи является анализ особенностей использования приемов мнемотехники для развития связанной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Мнемотехника в научной и методической литературе рассматривается как совокупность методов и приемов, которые обеспечивают эффективное осваивание представлений об окружающем мире и развитие речи. При этом отмечается, что ее применение не ограничивается конкретным возрастом[7,c.102].
В учебно-методической литературе подчеркивается, что мнемотехника обеспечивает развитие практически всех психических познавательных процессов.
Выстраивая логопедическую работу с дошкольниками по принципу «от простого к сложному», специалист в работе с дошкольниками на заключительном этапе применяет мнемотаблицы как наиболее сложный прием.
Мнемотаблицы в зависимости от возрастного критерия могут отличаться по содержанию. Так, к примеру, с ориентацией на дошкольный возраст содержание мнемотаблиц должно отображать графическое или частично графическое отображение героев литературных произведений, явлений природы и отдельных операций посредством выделения основных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главная задача этого прима – представить дошкольникам условно-наглядную схему таким образом, чтобы изображение было им понятно.
Анализ целого ряда учебно-методических пособий, опубликованных в советский период и на современном этапе, показывает, что практики едины во мнении о том, что применение мнемотаблиц в работе с дошкольниками предполагает реализацию следующих этапов:
во-первых, рассматривание таблицы и анализ того, что на ней представлено;
во-вторых, преобразование данных из абстрактных символов в образы;
в-третьих, отработка способа запоминания;
в-четвертых, выполнение рисунка мнемотаблиц;
в-пятых, воспроизведение каждой таблицы при ее показе[7,c.104].
Как любая деятельность, мнемотехника основывается на простых и сложных операциях. Следует начинать работу с мнемоквадратов, последовательно переключаться к мнемодорожкам к мнемотаблицам.
Важное место в системе мнемотехники занимает прием моделирования. Главным его достоинством в обучении дошкольников связной описательной речи является тот факт, что данный прием позволяет планировать высказывание. Наглядное моделирование позволяет работать со всеми формами связного монолога (пересказ; составление рассказов) [6,c. 52].
Для развития связанной речи составление описательных рассказов имеет большое значение. Применение в этих целях опорных схем позволяет вырабатывать высказывания у дошкольников, отличающиеся точностью, связанностью и последовательностью, и позволяют дошкольникам создавать по ним собственный рассказ [7,c.18]
Одним из приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является использование схемы-модели, применение которой предполагает ряд этапов:
1) обучение дошкольников замещению основных фраз в предложениях значками-символами;
2) обучение дошкольников рисованию предметов и явлений посредством символов, букв, простых слов (если у детей уже есть соответствующие навыки);
3) заполнение схемы-модели посредством знаков-символов;
4) использование схемы-модели для планирования пересказа;
5) фиксация освоенного материала посредством многократного повторения рассказа с опорой на схему-модель.
Составление дошкольниками описательных рассказов целесообразно в начале занятия или в его конце. С целью закрепления приобретенных знаний можно сделать с детьми альбомы согласно изученной теме, где будут представлены рассказы и рисунки дошкольников. Анализ практики показывает, что в отдельных случаях дошкольники способны придумать самостоятельно схемы- модели и мнемотаблицы, воспользовавшись известными им символами кодирования данных.
Применение мнемотаблиц особенно эффективно при разучивании стихотворений. Применение опорных рисунков для заучивания стихотворений делает мероприятие привлекательным для дошкольников, и позволяет организовать занятие в игровой форме[7,c.114].
Применение приемов мнемотехники продуктивно в процессе выучивания стихотворений. Для этого целесообразно соблюдать следующие этапы:
1) прочтение стихотворения с выражением;
2) чтение стихотворения с использованием мнемотаблиц;
3) выяснение непонятных дошкольникам слов, их объяснение в доступ- ной форме;
4) чтение дошкольникам каждой строчки стихотворения, и ее повторение детьми с опорой на мнемотаблицу;
5) рассказ детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу;
6) дошкольники по памяти воспроизводят мнемотаблицу.
Обращение к целому ряду практических пособий позволяет констатировать широкую область применения схем-моделей в процессе занятий с дошкольниками. Их использование позволяет организовать дидактические игры, интересные для дошкольников.
Подводя итоги необходимо отметить, что такие приемы мнемотехники как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, схематического моделирования позволяют эффективно развивать связанную речь, эффективно решать проблему общего недоразвития речи. Решение данных задач конкретизируется в следующих результатах:
- развитие представлений у дошкольников об окружающем мире;
- развитие мотивации к пересказыванию текстов, придумыванию интересных историй;
- развитие мотивации к заучиванию стихов и потешек;
- поэтапное развитие словарного запаса;
- преодоление застенчивости, владение собой перед аудиторией.
Таким образом, развитие связанной речи у дошкольников посредством мнемотехники способствует их адаптации готовности к школьному обучению. Большинство приемов мнемотехники позволяют решать проблему общего недоразвития речи.
Список использованных источников :
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс,2015. – 92с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием. Учебное пособие. – М. : Транзит книга, 2016. – 158с.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Учебно-методическое пособие. –2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2014. – 166с.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Практическое пособие. –2-е изд., перераб. М. : Просвещение,2005.– 111с.
5. Кудрова. Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в детском саду. – 2017. –№ 4. – С. 51-54.
6. Омельченко Л. В. Использование примов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. – 2008. – №4. – С. 102-115.
7. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. – 2000. – №10. – С. 16-