Татьяна Панина
Использование образовательных кинезиологических упражнений в работе с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста
В последние годы проблема сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном детстве приобретает все большую актуальность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Из опыта нашей работы мы видим, что дети, посещающие группы компенсирующей направленности, чаще, чем их сверстники, имеют хронические заболевания, ослаблены физически, склонны к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства детей характерны проявления двигательной недостаточности, нарушения равновесия и координации движения, мышечного тонуса, осанки.
Публикация «Использование образовательных кинезиологических упражнений в работе с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с задержкой психического развития. Для данного контингента воспитанников характерны: незрелость психических процессов (низкий темп психической активности, незрелостькорковых и подкорковых структур, недостаточная речевая активность, снижение работоспособности, отсутствие самоконтроля.
Работая с детьми с задержкой психического развития, мы активно искали новые методы для коррекционно-развивающей работы.
Одним из таких методов, на наш взгляд, помогающих преодолеть эти нарушения является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Слово «кинезиология» происходит от греческого «кинезис» — движение, то есть изучение движения. Вся наша жизнь — движение. Ребенок учится двигаться — ползать, вставать, ходить.
Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Вначале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».
Образовательная кинезиология это психолого-педагогическое направление, изучающее развитие ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Данное направление развивает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность тела и мозга для развития творческой самореализации личности.
Применение кинезиологических упражнений позволяют сбалансировать все процессы в теле, скоординировать работу обоих полушарий мозга, интегрировать взаимодействие интеллекта и тела, а также улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Цель данной методики: улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий мозга, взаимодействие, которых приведет к развитию высших психических функций и речевой активности.
«Гимнастика Мозга» посвящена естественному развитию личности человека и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Пол и Гейл Деннисоны открыли возможности движений, которые возможно использоватьдля успешного развития и обучения ребенка и взрослого. Их открытие состоит в выявлении двух типов движений.
Первый тип - это движения, пересекающие среднюю линию тела (левую и правую стороны). Это, происходит при работе : глаз при чтении, письме, рисовании; органов слуха; и рук в процессе выполнения какого-либо действия. Данные движения совмещают мысль и движение.
Второй тип - это односторонние движения тела, разъединяющие мысли и движения. Они «замораживают» движения и ведут к «статическому» поведению.
Оба типа нужны,потому что обеспечивают два механизма, составляющих основу познавательной деятельности нашего мозга.
Упражнения направлены также на развитие систем координации движений и психофизических функций. Например: координация «глаза-руки», которая участвует в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, зрительной работе, рисовании и в общении.
Четыре группы упражнений :
Первая группа - это движения, пересекающие среднюю линию тела, они стимулируют работу крупной и мелкой моторики. Механизм «единства мысли и движения» способствует интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, восприятию материала на аналитическом уровне и на уровне обобщения.
Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы. Упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигналы в мозг, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, о его готовности к познавательной работе.
Третья группа - это упражнения, которые энергетизируют тело, обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.
Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые влияют на эмоциональную и лимбическую системы мозга. Они стабилизируют нервные процессы организма, способствуя спокойному и успешному учению.
Упражнения мы проводим ежедневно: утром или вечером, в виде динамических пауз во время занятий. На каждое упражнение затрачивается по 1-2 минуты. Их можно выполнять во всех пяти образовательных областях, в разном порядке и сочетать между собой. Эти упражнения подбираются согласно возрастным особенностям ребенка и проводятся в игровой форме.
В «Гимнастике мозга» существуют три измерения:
- латеральность ("лево - правостороннее" измерение тела и мозга,
- центрация (измерение "верха - низа" тела - средний мозг,
- фокус (измерение "переда - спины" тела - работу ствол мозга).
Когда все три измерения работают вместе, то целостная система "интеллект - тело" сбалансирована для коммуникации, организации и понимания.
Мы используем упражнения базового комплекса.
Упражнение «Кнопки мозга» готовит глаза детей к напряженной работе. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Промассируйте их большим и средним пальцами 30-40 секунд. Этим вы поможете включению внимания и легче справитесь с напряженной ситуацией в пути. Потом поменяйте руки.
Каждое утро мы выполняем упражнение «Перекрестные шаги». Это может быть обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться ее правой рукой и, наоборот. Это можно делать под музыку и без нее. Упражнение улучшает внимание и координацию движений и синхронизирует работу обоих полушарий мозга.
Сбалансировать состояние помогут «Крюки» Деннисона или Кука. Стоя, дети скрещивают ноги и руки. Язык прижимают к небу.
Следующее упражнение «Ленивые восьмерки». Делать его нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытянуть правую руку вперед и большим пальцем прорисовывают в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Глазами непрерывно следить за пальцем. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.
Для расслабления шеи и плеч полезно проделать «Вращение шеей». Нужно сделать несколько небольших полукруговых движений подбородком по часовой стрелке до плеча. Движения небольшие и неторопливые, снимают боль и мышечный зажим. Аналогичное упражнение сразминанием шейной мышцы – «Сова».
«Позитивные точки» - поможет снять эмоциональное напряжение. Тремя пальцами каждой руки легко коснитесь точек на лбу над глазными яблоками между линией роста волос и бровей. Посидите в этой позе секунд 40. Напряжение начнет спадать.
Массаж ушей. Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз.
Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию.
Энергетические зевки. Энергетические зевки оказывает позитивное действие, благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.
Энергетизатор. Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Если выполнять это упражнение 5-10 минут, то оно стимулирует и повышает концентрацию внимания.
Для преодоления имеющихся нарушений у детей, укрепления психического здоровья необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
Для ознакомления родителей с содержанием работы используются следующие формы :
• Групповые родительские собрания.
• Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.
• Открытые занятия для родителей.
Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, нашими родителями воспринимается положительно. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений и самостоятельно выполняют их дома вместе с детьми.
Мы используем данную методику в работе с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста и можем сказать, что кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на образовательную деятельность, но и на улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей. Снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи и способствует успешной подготовке к школьному обучению, что подтверждается итогами мониторинга развития детей с задержкой психического развития.
Список литературы:
1. Бехтерев В. М. Умом и сердцем. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – с. 284
2. Баряева Л. Б. Диагностика-Развитие-Коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью, СПб, 2012.– с. 8
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб. : ИД “МиМ”, 1998. – с. 192
4. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – с. 270
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2002. – с. 48
6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – с. 128