Приложение МААМ

Опыт работы «Проведение познавательных занятий с использованием ТРИЗ»

Елена Ильичева
Опыт работы «Проведение познавательных занятий с использованием ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения сугубо индивидуален. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой индивидуальности, а иногда и одарённости в зародыше.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Я использую элементы ТРИЗ в работе по развитию речи.

Я стараюсь комплексно изучать с детьми темы программы, и на эти темы “нанизывать” элементы ТРИЗ. Так, например, можно просто рассказывать детям о том, как звери готовятся к зиме, а можно построить это занятие с использованием технологии ТРИЗ: подводить детей к самостоятельному выводу о том, что с наступлением холодов исчезает корм, поэтому и медведь, и ёж отправляются в спячку. А заяц меняет свою шубку, чтобы быть незаметным на снегу. Учу детей видеть положительные и отрицательные стороны одного и того же явления (зима: хорошо-плохо). Такой подход позволяет развивать диалектическое мышление, видеть взаимосвязь вещей. Что особенно важно, дети самостоятельно выходят на решение своих маленьких проблем: как спасти зайчонка от лисы? Как помочь снеговику не растаять под теплым весенним солнышком? Как придумать необычный чудесный подарок для мамы? и т. д. Эти детские открытия находят практическое выражение в рисунке, лепке, аппликации.

Целью занятий с использованием элементов ТРИЗ я ставлю: дать малышам комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно, нестандартно, выделять противоречивые свойства объекта или явления (как хорошие, так и плохие). Умение обнаружить противоречие, а тем более разрешить его, может стать ключом к тайнам жизни, позволит малышу активно защищать свои жизненные позиции. Еще одна цель “тризовских занятий” – научить находить выход из сложной жизненной ситуации. И я надеюсь, что если малыш придумывает, как спасти зайца от лисы, то через десяток лет он и для себя найдет решение жизненно важной проблемы. Стараюсь сформировать у детей принципы самостоятельности мышления. Для этого знакомлю детей с системой, в которой устанавливается главное и второстепенное, определяется закономерность развития понятий и явлений, переход одной информации в другую, и устанавливается взаимосвязь между явлениями. Так говоря о смене времен года, обозначаем главную функцию – переход одной структуры в другую: “зимы – в весну”, и на этот стержень нанизываем все остальное: смену одежды, погоды, настроения и т. д.

Работу с использованием элементов ТРИЗ я условно разделяю на следующие этапы.

1 ЭТАП. Научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают.

2 ЭТАП. Научить детей находить принципиально новое решение. Изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

3 ЭТАП. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

На 1 этапе учу детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры “Хорошо-плохо”. Для этого выбираю объект и предлагаю найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры я называю “плохо”, дети “хорошо”. Затем наоборот.

- Съесть конфету - хорошо. Почему?

(Потому, что она сладкая).

- Съесть конфету - плохо. Почему?

(Могут заболеть зубы).

- Зубы заболят - это хорошо. Почему?

(Вовремя обратишься к врачу; А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил).

- Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

(От него становиться тепло; Папа разведет костер, будет весело).

- Огонь - это плохо. Почему?

(Это опасно, может быть пожар; Если дом сгорит, то людям жить будет негде).

В игре «Черное – белое» поднимаю карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимаю карточку с изображением чёрного домика, и дети перечисляют отрицательные качества. (Книга: хорошо – узнаешь много нового, плохо – рвётся)

В игре “Наоборот” (проводится с мячом) хорошо усваивается прием “противоположные значения”. Учу детей подбирать слова, противоположные по значению (функции). Например: строить – разрушать, хороший – плохой, выход - вход.

После того, как дети научились выявлять противоречия, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. На вопрос “Как спасти колобка” Черных Виталик ответил: “Убить лису”. Поэтому, я стараюсь раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают “агрессивные” ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываю нравственную сторону вопроса: “ Как спасти колобка, не причинив вреда лисе”.

(Убежать от лисы; Не петь ей песню; Позвать кого-нибудь на помощь).

На втором этапе использую следующие дидактические игры:

- В игре «Что умеет делать» называю объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например:

- Что может мяч?

(Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать).

- Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку?

(Мяч может сбить лису с ног; Прогнать её; Мяч может прыгнуть лисе на нос и она может съесть его вместо колобка).

- Д/И «Волшебный лес»

Загадать загадку про зайца или рассказать историю про сугроб снега, который оказался зайцем.

Чем заяц похож на сугроб снега?

Почему зимой у зайца белая шубка?

История о том, как заяц попал на «волшебную дорожку».

чёрный серый красный зелёный

Оказался зайка в чёрном лесу. Как можно назвать такой лес? (Страшный, тёмный, суровый, злой и т. д.)

Деревья шумели сурово. Споём их песню. "Ш-ш-ш-ш!" (низким голосом).

Как скрипел снег? (Скрип - Скрип - Скрип - Скрип.) Зайка сам в таком лесу стал суровым. Как скачет суровый заяц? (Эмпатия) Понравилось ли зайчику быть таким? Почему? ("Хорошо - плохо")

(Понравилось, он теперь никого не боится. Не понравилось, он не должен быть таким суровым. Он маленький, добрый, хороший).

Далее аналогично работаем с каждым цветом. Названия серому. Красному. Зелёному лесу дают сами дети. (Серый лес – печальный, угрюмый, тусклый; красный лес – это лес осенью, он яркий, красочный; зелёный лес – лес весной, летом, он радостный, красивый, волшебный).

При переходе с одного на другой цвет, дети приговаривают "прыг - скок", изменяя тембр голоса. В конце игры предлагается на выбор нарисовать зайку в одноцветном или разноцветном лесу или передать в рисунке настроение зайки в той или иной ситуации.

-Д/И «Волшебная дорожка».

красный синий жёлтый зелёный белый чёрный

Пошёл петушок по дорожке. Каждым цветом при помощи мелков или красок дети раскрашивают части силуэта петушка. При этом отмечается, почему петушку нравится или не нравится, когда всё вокруг и он сам одноцветный. - Игра "Хорошо - плохо".

На красном цвете: На что похож красный петушок?

(На помидор, на шарик)

На жёлтом цвете: Бывает ли так, чтобы петушок был весь жёлтым? Когда? (цыплёнок)

На чёрном цвете:

Может ли быть, чтобы петушок одновременно был и цветным, и чёрным? (тень петушка, петушок в темноте, когда петушок испачкается и т. д.)

Аналогично обсуждается каждый цвет. В конце игры каждый из детей раскрашивает свой силуэт петушка по собственному желанию. При этом готовый большой силуэт на доске закрывается.

-Д/И «Что было бы если»:

Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации.

Примеры ситуаций:

К вам в дверь постучал крокодил;

(Нельзя открывать незнакомым; я бы испугался; я бы открыл и подружился с ним).

На земле исчезли все кошки;

(Некому станет ловить мышей).

На земле исчезла вода и т. д.

(Люди стали ходить грязные; все люди умерли).

-Д/И «Что можно сказать об объекте»:

- Если там есть «мяу»

(Кошка, котенок).

- Что можно сказать об объекте, если там есть журчание?

(Ручей, река, а еще в животе иногда журчит; Это может быть фонтан).

- Что можно сказать об объекте, если там есть кора?

(Это может быть дерево, кустарник, пенек).

- Что можно сказать о системе, если там есть сбор урожая, дожди, листопад?

(Это осень).

- Что можно сказать об объекте, если там есть мотор?

(Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос).

- Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат?

(Это может быть врач, парикмахер, аптекарь).

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

На третьем этапе использую следующие методические приёмы и виды упражнений:

- Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хотабыча, а он забыл заклинание…» Дальше начинается совместная творческая работа.

(Надо выучить книгу заклинаний; Попробовать расколдовать при помощи другого заклинания).

-Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

(Волк может съесть лебедей; Может задержать лебедей; Может показать детям короткую дорогу).

- Сказка от стишка.

-Не знахарка, не ведьма, не ворожка,

Но обо всём, что в миске, знает Ложка.

(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой)

(Людям нечем стало, есть суп; Можно прочитать заклинание и ложка будет видима).

-Д/И «Волшебная дорожка» (по сказке «Колобок»)

размером с мячик размером с платяной шкаф размером с одноэтажный дом обычный размер для Колобка

Каким по размеру стал Колобок? (Показываю на рисунок теннисного мячика). Какими ещё словами можно сказать про размер колобка? (Маленький, малюсенький, самый маленький, крохотный.) Хорошо это или плохо? Почему?

(Аналогично ситуация анализируется в остальных квадратах. Активизируются слова, обозначающие размер: большой, огромный, громадный и т. д. Каждая ситуация обсуждается с позиции "Хорошо - плохо".)

Проблемные ситуации:

-Как испечь колобок размером с дом?

(Нужно много теста).

-Как Лисе съесть Колобка размером со шкаф?

(Лиса тоже должна быть размером со шкаф; Если лиса съест такого колобка, то лопнет).

-Что сказал бы Заяц, повстречав такого Колобка?

(Он бы испугался и убежал).

-Д/И «Помоги Золушке».

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем золушке раскатать тесто?

(Надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно бутылкой).

«Выворачивание сказочной темы наизнанку»

Например: Красная Шапочка злая, а волк добрый.

(Волк испугается Красную Шапочку и убежит).

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Использование здоровьесберегающих технологий при проведении музыкальных занятий в первой младшей группе. Опыт работы Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача дошкольного учреждения. Музыка является могучим средством в решении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Проведение познавательных занятий с использованием ТРИЗ»
Опубликовано: 12 марта 2025 в 17:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Проведение познавательных занятий с использованием ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ильичева (УИ 777989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД