Юлия Шатилова
«Разгуляй — Масленица». Конспект ОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Разгуляй, Масленица!»
Цель: повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа.
• Задачи:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике
«Масленица»;
• Познакомить со словосочетанием ажурные блины.
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ :
• Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Закрепить геометрические фигуры.
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
•
• Содействовать формированию сотрудничества и взаимовыручки в детских отношениях;
• Воспитывать самостоятельность;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Воспитатель с детьми заходит в группу, по центру группы стоит чучело масленицы.
Воспитатель: Посмотрите, это кто к нам пришел? Что это за чучело? Где мы такое уже видели?
Дети: У нас на огороде стоит.
Воспитатель: Оно похоже на наше чучело? Нет. Это Масленица.
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, ажурные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Вы готовы к проводам Масленицы?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, как преобразилась наша группа, везде появились праздничные площадки. Вот и у нас в группе настоящая масленица. Предлагаю вам пройти на игровые площадки и посмотреть в какие игры там играют и принять участие в масленичном гулянии.
Вот игра «Найди тень масленицы». Подойдите к той игре, в которую вы хотели бы поиграть, а потом поменяемся местами. (дети выполняют задание игры, находят тень масленицы)
Воспитатель: Молодцы! Нашли тень масленицы! Отправимся дальше на следующую площадку? Что же нас там ждет? Ой, ребята, а здесь пекут ведь блины. Вы любите блины? Хотите попробовать их испечь. А блины то разной формы, какой формы блины? Найдите на какой сковородке испекли эти блины. (Дети выполняют задание закрепляют знания геометрических фигур).
Дидактическая игра «Испечем блины»
Воспитатель: Правильно, со всем справились, все сковородки отыскали. Отправляемся на следующую площадку?
Дети: Да!
Воспитатель: А эта площадка непростая, а музыкальная, посмотрите здесь можно петь и танцевать.
Проводится физминутка:
Хоровод «Веснянка»
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
II
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
III
Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Воспитатель: Хорошо, повеселились! Мы с вами нашли тень Масленицы, нашли сковородки для блинов нужной формы, потанцевали и попели. А блины так и не попробовали. Вы хотите попробовать сделать сами блины?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну что отправимся на следующую площадку? Смотрите, у нас тут блины. … Какие они? (румяные, масляные) Правильно, наши блины румяные, масляные, но почему-то не ажурные. А какие блины называют ажурными? (ответы детей) Я предлагаю вам сделать блины ноздрястыми, ажурными самостоятельно. Для этого вы берете трубочки, окунаете в гуашь и наносите тычками точки, как дырочки на блинах. И наши блины будут яркие, румяные, ароматные вкусные и ажурные. Мы посмотрим, у кого же получится самый ноздрястый блин. Приступаем к работе. (во время деятельности детей звучит веселая музыка, воспитатель оказывает индивидуальную помощь, затрудняющимся детям)
- А что мы делали?
Дети: Играли на площадках.
Воспитатель: в какие игры мы играли на площадках?
Дети: Найди тень Масленицы? «Испечем блины».
Воспитатель: на музыкальной площадке, что делали?
Дети: водили хоровод «Весняночка».
Воспитатель: А что мы с вами ещё делали?
Дети: Пекли блины (делали блины ноздрястыми)
Воспитатель: Какие блины у нас получились?
Дети: ажурные, ноздрястые, румяные.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Подружились с Масленицей! Идёмте подойдем к Масленице скажем ей спасибо за такие румяные, красивые блины. И скажем прощай Масленица до следующего года!