Людмила Черкащенко
Использование музыки в игротерапии как средства развития и коррекции речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование музыки в игротерапии, как средства в развитии и коррекции речи детей с ОНР»
Доклад подготовили:
Черкащенко Л. С
Музыкальный руководитель, первая категория
Санкович О. Е
Учитель- логопед
Публикация «Использование музыки в игротерапии как средства развития и коррекции речи детей с ОНР» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
СЛАЙД 2. В обыденной жизни со словом «игра» большинство связывает что то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это,прежде всего,дети. СЛАЙД 3. Однако о значение игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что организация объединенных Наций в документах международного права – Декларации прав ребенка и конвенции о правах ребенка – провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. СЛАЙД 4. Сегодня общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Считается, что именно в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Исследователь в области советской психологии Л. С Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры.
СЛАЙД 5. Игровая терапия позволяет применить тот или иной способ реагирования, совершить то или иное действие, осознать его значение для себя и для других, выявить и сформировать необходимые навыки для адаптации к обществу.
Игротерапия поможет предотвратить, своевременно выявить и скорректировать проблемное поведение – отреагировать, пережить и «отпустить» нежелательные формы поведения, сформировать у человека новые ценности идеалы, задуматься о смысле своего существования.
СЛАЙД 6. В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление – игровая педагогика, которая рассматривает игротерапию как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. СЛАЙД 7. Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития коммуникации у детей, в основу которого положена игра (она и является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
СЛАЙД 8. В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с общим недоразвитием речи. В последние годы всё большее внимание специалистов различных областей привлекает проблема его преодоления. В структуру дефекта при ОНР входят нарушения формирования всех компонентов речевой системы. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
Кроме того, у дошкольников с общим речевым недоразвитием отличаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания.
Логопеды научились справляться с речевым нарушением, однако педагогическая наука постоянно развивается, появляются новые технологии, приемы, методики. Но не стоит забывать, что любая коррекция должна проходить в рамках ведущей деятельности, ребенку должно быть интересно то, чем он занят – это залог успеха коррекционно – развивающей работы.
Появился опыт использования игротерапии в коррекции нарушений, входящих в синдром ОНР.
СЛАЙД 9. В коррекционной работе с детьми специалистами нашего учреждения была замечена положительная роль совместных занятий (интегрированные занятия, развлечения, праздники) логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединенные системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
СЛАЙД 10. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Воздействуя на три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.
СЛАЙД 11. В процессе совместной работы логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.
СЛАЙД 12. Учитель – логопед осуществляет все стороны речи постановку диафрагмально – речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико – грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики.
СЛАЙД 13. Музыкальный руководитель развивает : слуховое внимание и память, пространственные представления, координацию движений, умение передавать несложный ритмический рисунок, а так же воспитывает мелодико – интонационную сторону речи.
СЛАЙД 14. В целях социализации и коррекции дошкольников с ОНР нами применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.
СЛАЙД 15. К нетрадиционным музыкотерапевтическим приемам относятся :
Прослушивания классических произведений в исполнении симфонического оркестра, пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании; звуковые игры с согласными звуками, двигательные ритмические упражнения, танец, психогимнастические упражнения, этюды под музыку; массаж, самомассаж под музыку, музыкальная гимнастика для глаз; музыкально – психологические формулы.
СЛАЙД 16. К традиционным приемам относится логоритмика. Логоритмика как система музыкально –двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых заданий и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции, эффективно действует на моторную и психическую сферу ребенка
, реально помогает перевоспитать его в личностном плане, способствует социальной адаптации (Г. А. Волкова)
СЛАЙД 17. Логоритмические игры проводятся в нашем детском саду с использованием мультимедейного комплекса. Он включает в себя проектор, интерактивную доску, ноутбук кинект и как нельзя лучше отвечает требованиям принципов разработанных Г. А. Волковой.
СЛАЙД 18. По мнению Г. А. Волковой, логоритмика как часть лечебной терапии может быть включена в любую реабилитационную методику лечения и обучения детей с различными аномалиями развития. СЛАЙД 19. Ее эффективность объясняется взаимосвязью между двигательной активностью ребенка и интенсивностью развития его речи. Наукой доказано, что движения формируются с участием речи, ритм который (особенно стихотворный, способствует развитию моторики.
СЛАЙД 20. Зрительный канал восприятия (когда дети рассматривают картинку на мультимедийной изображение экрана.
(с) слуховой канал (когда слышат музыку, стихи, задания, контролируют своё исполнение, контролируют свое исполнение во время пения, игры на музыкальных инструментах пианино (мелофоне)
(д) двигательный канал (когда раскрашивают изображения громкости звука, исполняет различные ритмические рисунки и мелодии на детских музыкальных инструментах).
СЛАЙД 21. Все это развивается следующими средствами :
• музыкально - ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метро – ритмического и темпового восприятия);
• пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);
• игра на музыкальных инструментах (развитие чувства ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля);
СЛАЙД 22.
• музыкально – игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ОНР легко поддается коррекции в игре при исполнении ребенком речетатива или песни с движением);
• пальчиковая гимнастика (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления);
• музыкальные игры для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания).
СЛАЙД 23. Годовая задача в нашем ДУ «Коррекция нарушения речи у детей с применением ИКТ», то на педсовете было предложено разнообразить формы работы с детьми, начиная с младшего возраста. «Речевой час» - одна из форм работы (совместная деятельность логопеда, воспитателя и муз. руководителя. Проводится 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с группой, подгруппой детей и индивидуально. Включает в себя тематические занятия, развлечения, игра на муз. инструментах, пальчиковые игры, логоритмику, ритмичные упражнения и др.
СЛАЙД 24,25,26,27,28,29,30,31
СЛАЙД 32. Таким образом, игровая терапия средствами музыки в совместной работе деятельности логопеда и музыкального руководителя делает работу по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР более продуктивной и эффективной. Музыкальные игры и упражнения выравнивают и поддерживают положительный настрой, эмоциональную сферу, фон настроения, а поведение в игре более активным и целенаправленным.
СЛАЙД 33. Речевые упражнения в виде музыкально-дидактических игр с использованием мультимедийного комплекса, вызывают у детей стойкий интерес, активность на протяжении всей игровой деятельности, улучшают работоспособность и вызывают у детей ощущение радости. Не следует забывать, что во многом от этого зависит успешность работы и помогает педагогам достичь наилучших результатов в общении и воспитании детей с ОВЗ.
СЛАЙД 34.