Анна Некрасова
Использование песочной игротерапии в работе над звукопроизношением у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам хорошо знакомый песок, кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью готов принять любую форму. В то же время, он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, его можно успешно использовать в коррекционно-речевой работе.
Публикация «Использование песочной игротерапии в работе над звукопроизношением у детей с ОНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры с песком
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Игра с песком – это естественная и доступная для ребёнка форма взаимодействия. Использование его на занятиях по коррекции звукопроизношения повышает речевую мотивацию; обеспечивает психологический комфорт и развивает эмоционально-волевую сферу во время занятий; повышает скорость запоминания и улучшает речевое продуцирование; активизирует и восстанавливает высшие психические функции; автоматизирует необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Я ознакомилась с методиками и литературой по данной теме и систематизировала весь материал в пособие, которое состоит из 61 занятия по коррекции звукопроизношения у детей с использованием песка.
Цель:
Синтез коррекционно–развивающих логопедических игр и упражнений с использованием песка в работе над звукопроизношением.
Задачи:
1. Усилить желание ребёнка узнать новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
2. Развивать «тактильную» чувствительность, как основу развития ручного интеллекта, воспитание грамматически правильной связной речи;
3. Развивать психические функции и моторику;
4. Развивать предметно-игровую деятельность (что в дальнейшем способствует развитию сюжетно–ролевой игры и коммуникативных навыков).
Формы организации обучения – индивидуальная и подгрупповая.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека.
На занятиях включаются упражнения для мелкой моторики: скольжение ладонями по песку, выполняя зигзагообразные и круговые движения; создавать отпечатки ладоней, костяшек пальцев рук; погружать пальцы в песок, сжимать, разжимать кулачки.
На выработку правильной воздушной струи. Длительной воздушной струёй образовываем дорожки друг к другу, к игрушкам, к дому; заметаем следы; выдуваем ямки; раздуваем песок и находим спрятанное.
Артикуляционные упражнения, сочетаем с движениями пальцев рук на песке. Это «Чашечка», «Качели», «Иголочка», «Маляр».
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков : выделять звук в названиях игрушек; буквы и слова на песке; деление слов на слоги.
На формирование лексико-грамматического строя языка и связной речи: игры «Строители», «Зверюшки на дорожках», «Подарки», «Домики», «Начни предложение», «Подбери слово», «Чего не стало?».
Занятия с детьми проводятся в дневное время по 20-25 минут один раз в неделю. Частота проведений занятий определяется степенью и характером выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Интегративный подход обеспечил успешную реализацию программы и стабильные положительные результаты мониторинга, по показателям: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй речи, связная речь, пространственная ориентировка, мелкая моторика.
ВЫВОД: Использование песочной игротерапии в работе над осознанной автоматизацией звуков, даёт положительные результаты.
• Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
• Работая в подгруппах, дети приобретают навыки коллективной работы;
• Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов, творческих способностей детей;
• Улучшается качество осознанной автоматизации звуков в речи;
• Вызывает положительные эмоции, снижает негативные проявления, уменьшает отрицательные эмоции.