Шульга Анастасия Вадимовна
Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей, в частности развитие грамматического строя речи. В жизни большинства людей процессы общения – коммуникации занимают до 70 % времени. Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.
Публикация «Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В своей повседневной работе, я занимаюсь развитием у детей всех основных аспектов устной речи : звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Так обследование речи детей выявило недостаточное количество обобщающих слов, прилагательных, наречий, глаголов, недостаточную развитость грамматического строя речи.
Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому речь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, в основном через дидактические игры.
Дидактические игры по развитию речи не случайно заняли первое место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности, в процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи в начале под руководством педагогов, а затем и в самостоятельной игре. Эти игры способствуют обогащению речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов. Используя разнообразные дидактические игры по развитию речи, результативными являются дидактические игры с мячом.
Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи - это попытка показать на практике эффективность дидактических игр с мячом в работе с детьми по обобщению и расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи.
Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи в процессе использования дидактических игр с мячом со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Основная идея:
- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом, учить активно, выполнять задания вместе с педагогом;
- формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;
- развивать координаторные способности, двигательную активность и межанализаторное взаимодействие.
-развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;
- формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.
Новизной является:
1. Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. А для детей старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное образное восприятие окружающего мира.
2. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.
3. В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не только сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.
4. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в других дидактических играх развиваются в основном три ведущих пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.
Описание работы. В работе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Игры с мячом способствуют развитию мелкой моторики, тем самым подготавливая руку ребенка к письму. Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (на прогулке, в режимных моментах). В результате коррекционный материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени.
Практическая значимость: Дидактические игры с мячом способствуют развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи. Развивая мелкую моторику кисти в играх с мячом, тем самым готовим руку ребёнка к письму, рисованию, самообслуживанию. Одновременно с этим стимулируем речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры. Возможность использовать дидактические игры с мячом не только на логопедических занятиях, но и в других видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) позволяет намного быстрее и прочнее усвоить изученный материал.
Результатами данной работы является :
- Дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени.
- Повышается процент усвоения речевого материала.
- Каждый ребёнок становится активным участником занятия, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально – положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность.
- Происходит оптимизация процесса развития речи и в целом гармонизация развития ребёнка.