саргылана алексеева
Использование метода проекта в совместной образовательной деятельности в системе ДОУ-социум
▼ Скачать + Заказать документы
Целью является развитие индивидуальных качеств детей дошкольного возраста через социальное партнерство и взаимодействие с социальными институтами для создания единого интегративного пространства, обеспечивающего успешное социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Совершенствовать интеграцию различных организационных форм сотрудничества с социальными институтами (проектная деятельность, раздел социальных партнеров в персональном сайте ДОУ).
Публикация «Использование метода проекта в совместной образовательной деятельности в системе ДОУ-социум» размещена в разделах
Привлечь социальных партнеров в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.
3) Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития.
Планируемые результаты:
Улучшение качества дополнительных образовательных услуг. Это творчество педагогов разных систем (образования и культуры, способных почувствовать, поверить в ребенка, раскрыть заложенный в него потенциал и помочь ему подняться на новую ступеньку.
Создание единого образовательного пространства, позволяющее выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей.
Созданные в ходе реализации проекта условия будут способствовать непрерывному образованию ребенка.
У детей будут сформированы интегративные личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость и активную позицию во взаимодействии с миром.
Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями других социальных институтов. Одного дошкольного образовательного учреждения недостаточно для разностороннего развития и воспитания детей. Объединение с другими социальными институтами способствует реализации единой цели - взаимно дополнять друг друга в решении проблем развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В детском саду созданы все условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи в развитии индивидуальных способностей детей. Дни открытых дверей, мастер-классы для родителей; привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности; анкетирование; мониторинг развития индивидуальных способностей; работа семейного клуба по вопросам поддержки развития талантов у своих детей, сложностей социализации одарённых детей. Детский сад непрерывно организует совместную работу педагогов и родителей на простраивание ситуации успеха для ребенка в разрезе его определённой одарённости. Поэтому, мы построили механизм взаимодействия между субъектами социума – школа, библиотека, школа искусств, музеи, который осуществляется по нескольким направлениям:
Участие в совместных акциях, конкурсах, проектах, конференциях, соревнованиях;
Образовательная деятельность в школах, центрах дополнительного образования одарённых детей, посещающих детский сад.
Основными формами развития детей на дополнительных занятиях являются:
фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
игры-инсценировки;
игры-путешествия;
игры;
познавательно-досуговые деятельности : экскурсии, дидактические игры, развлечения;
соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
Нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.
Работа с детьми идет по следующим направлениям: первичные мероприятия, направленные на выявление способностей у детей; занятие детей в кружках; обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях. На начальном этапе через анкетирование родителей (законных представителей детей, вовлечение детей дошкольного возраста в кружки, мониторинг образовательной деятельности воспитателями, администрацией ДОУ проводятся мероприятия, направленные на выявление способностей у детей. Это дает возможность детям проявить и развить свои способности.
Одной из форм дополнительного образования в нашем учреждении является кружки, которые имеют цели:
углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие (для детей с ОВЗ);
работа с одаренными детьми.
Кружки выполняют функции:
- образовательную - каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить свои познавательные потребности, получить дополнительные развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – позволяет получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- воспитательную – имеет влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
В нашем ДОУ использование методов проектов в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующего уровня образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в образовательной деятельности ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают все участники образовательных отношений : дети, родители и педагоги ДОУ, а также педагоги дополнительного образования.
Обращаясь к методу проектов в своей работе, мы остановились на взросло-детских проектах. Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает образовательную деятельность. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды. В начале проекта проводится подготовительная работа педагогов и родителей с целью разъяснения принципов, методов проектов и таким образом определяем этапы проекта :
цель и задачи проекта;
разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);
привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
составить план-схему проекта;
сбор накопление материала
включить в план схему проекта игры и другие виды детской деятельности;
домашние задания для самостоятельного выполнения;
выполнение проекта – практическая часть
подведение итогов, презентации проекта.
Важно отметить, что проект должен быть не просто посильным для ребенка, но и эмоционально окрашенным. Необходимо, чтобы ребенок был заинтересован в получении результата.
Виды проектов :
исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет;
сюжетно-ролевые: когда дети входят в образ персонажей сказки и решают сами поставленные проблемы;
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
Между родителями и педагогами в ходе образовательного проекта складываются доброжелательные отношения, они более заинтересованы жизнью детского сада и тем как проживает каждый день их ребенок.
Таким образом, метод проект в дошкольном учреждении является не только эффективным средством познавательно-личностного развития дошкольников, но и связующим звеном между педагогами и родителями. Следует отметить, что применение проектных методов требует обдуманности и разумности в использовании; он не может быть обособленно главенствующим, а должен быть рационально интегрирован в системе образовательной деятельности.