Инна Мишарина
Использование ИКТ в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационных технологий в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов как условие реализации ФГОС ДО.
МБДОУ № 503, Г. Екатеринбург
Заместитель заведующего по ВМР
И. Д. Мишарина
Аннотация. Использование информационных технологий в мировом пространстве, в образовательном процессе. Профессиональное развитие педагогов при использовании в своей работе информационно-коммуникативные технологии.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Потребность в единой информационной среды ДОУ. Использование компьютера и его возможности в образовательном процессе.
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяет использовать информационные технологии (далее ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство в соответствие с требованиями нормативной правовой базы, в частности с ФГОС ДО. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в образование создает предпосылки для реализации новой интегрированнной концепции применения ИТ и заключается в личностно - ориентированнном развитии всех участников педагогического процесса : воспитанников, педагогов родителей.
Современным и решающим фактором успеха для педагога в частности становится сегодня непрерывное, качественное профессиональное развитие средствами информационных технологий. При этом важно, чтобы профессиональное развитие не превратилось для педагога в дополнительную нагрузку, с которой приходиться мириться. Интернет может способствовать профессиональному развитию и обеспечивает доступ к огромному хранилищу информации.
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым о ИТ, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого разнообразия знаний, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей - подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяет их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.
В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности для всех участников образовательного процесса, в том числе педагогов. В связи с этим возникает необходимость в создании единой информационной среды МБДОУ, которая решает различные задачи.
Применение информационно-коммуникативных технологий изменяет традиционный характер и предусматривает распределение обязанностей между "естественным" и "искусственным" интеллектом. При этом машина выполняет рутинную, трудоемкую обработку и хранение большой массы информации. Одновременно человеку предоставляется возможность творческого подхода к принятию оперативных решений в части регулирования интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов.
Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет.
В ходе работы мы столкнулись с проблемой - педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ - компетентности.
Таким образом, для подготовки педагогов нашего МБДОУ к непрерывному развитию ИКТ - компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку.
В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ - компетентности педагогов :
- неделя педагогического мастерства;
- мастер-классы;
- педагогическое наставничество;
- обучающие семинары;
- работа в паре;
- тематические семинары и другие формы работы.
Важно отметить, что ИТ используются как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе. В методической работе нашего дошкольного учреждения ИТ используется на педагогических советах, семинарах, консультациях, при процедуре аттестации педагогов, на родительских собраниях, что требует ФГОС ДО.
На данный момент в МБДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса (еженедельно в рамках педагогического часа : проведение консультаций, семинаров- практикумов и других мероприятий). Это позволяет педагогам выразить свой передовой опыт другим коллегам детского сада, сделать его более информативным, красочным и запоминающим. Также мультимедийное сопровождение используется в работе с детьми (итоговое интегрированное занятие в рамках недельной тематики согласно комплексно-тематическому планированию).
Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию ИТ в работе МБДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет.
В нашем МБДОУ широко применяется такая телекоммуникация, как электронная почта. Сегодня электронная почта - наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и многое другое. 74 % педагогов имеют свою собственную электронную почту, что позволяет общаться с коллегами по обмену опытом и родителями, давая различную информацию по вопросам воспитания и развития их детей.
Собственный Интернет-сайт МБДОУ позволяет повысить эффективность общения педагогов и родителей. На сайте имеются специальные страницы о группах детского сада, где родители могут познакомиться о жизни их детей в стенах детского сада: размещена информация о занятиях, режиме дня, фотографиях их детей и другая полезная информация.
Также для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров в МБДОУ создана локальная сеть. Она объединяет компьютеры, установленные на сравнительно небольшом удалении друг от друга (в одном здании). Объединение производиться с помощью электронного кабеля. В нашей локальной сети все компьютеры равноправны. Использование материалов сетевых папок позволяет педагогам работать эффективно и оперативно, постоянно взаимодействуя друг с другом и обмениваясь накопленным опытом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого общепользовательский компонент значительно разнообразил общепедагогический компонент и выстроил эффективную методическую работу нашего МБДОУ.