ролт орролрто
Использование Лего-конструктора в музыкально-дидактических играх у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития»
Ж. Руссо.
Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Темочки:
- Дидактические игры
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательней для ребенка, но и способствовала его разностороннему развитию, я стала использовать конструктор ЛЕГО на музыкальных занятиях.
С помощью ЛЕГО - технологии у детей развивается :
пространственное мышление;
речь, внимание, память, способность сосредоточиться;
познавательные, художественно-эстетические способности;
мелкая моторика рук,
коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
умение воображать, фантазировать, творчески мыслить;
Конструирование из кубиков ЛЕГО полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей : мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. В нашем детском саду сложилась традиция использования конструктора ЛЕГО в различных видах детской деятельности, так как я считаю, что включение деталей конструктора в игры способствует наиболее яркому развитию творческого потенциала дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию примеры музыкально-дидактических игр с использованием деталей конструктора ЛЕГО.
Цель игры:
- Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме с использованием конструктора ЛЕГО
- Побуждение к самостоятельным действиям за рамками музыкальных занятий.
Задача:
- Развить музыкально-сенсорные способности с использованием конструктора ЛЕГО
Материал и оборудование: конструктор ЛЕГО
Предварительная подготовка:
- подбор игр в соответствии с задачами обучения;
- подбор необходимого конструктора для разных построек;
Подготовка музыкального руководителя к игре :
- изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководство игрой;
Подготовка детей :
- показать детям конструкции, которые будут нужны для игры, и вместе с детьми построить их;
- объяснить ход игры, и для какой игры нужна та или иная конструкция;
- обогащать их знаниями, представлениями о предметах, необходимых для решения игровой задачи.
Музыкально-дидактические игры
на развитие чувства ритма
«Ритмическое лото»
Цель: совершенствовать у детей чувство ритма.
Игровой материал: кубики из конструктора LEGO (два цвета) маленькие и большие,
тонкие и толстые.
Ход игры: дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те дети, которым сложно определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот. Они строят свой ритмический рисунок, а музыкальный руководитель проигрывает построенную из конструктора мелодию. В игре можно использовать знакомые детям попевки, стихи и песни.
«Веселые подружки»
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма детей, внимание,
музыкальную память.
Игровой материал: матрешки из LEGO-конструктора (5 шт.).
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом
или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Святит
месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весё лые подружки: Дашенька,
Глашенька, Сашенька, Машенька, Иринушка (Выставляет их в одну шеренгу.)
Они очень любят плясать и хотят вас научить.
Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой
ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто
отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на
фортепиано.
«ЛЕГО-дятел сел на сук»
Цель: Выстукивание заданного ритма.
Игровой материал: постройка из конструктора ЛЕГО «Дятел», детали конструктора.
Ход игры: В качестве сюрпризного момента педагог вносит ЛЕГО - дятла,
берет в каждую руку по детали конструктора и, проговаривая текст игры,
выстукивает деталями конструктора ЛЕГО сначала сама, потом вместе с детьми,
определенный ритм:
ЛЕГО-дятел сел на сук.
Тук, тук, тук-тук-тук, тук
Всюду слышен перестук.
Тук, тук, тук-тук-тук, тук.
То он медленно стучит
Тук, да тук. Тук, да тук.
То быстрее зазвучит
Перестук, перестук: Тук, тук, тук….
Музыкально-дидактическая игра на определение жанра
«Песня, танец, марш»
Цель: Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш, их
характерных особенностях. Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном
восприятии музыки. Развивать память, внимание, мышление.
Игровой материал: конструктор ЛЕГО (кубики 3 цветов)
Ход игры:
1 вариант. Педагог исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное
произведение (или отрывок). Ребенок показывает кирпичик определенного цвета, соответствующий характеру музыки («красный», «желтый», «синий»).
2 вариант. Перед каждым ребенком кирпичики из конструктора 3 цветов. Педагог
исполняет произведение, и дети выбирают кирпичик определенного цвета, который соответствует жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их
Музыкально-дидактическая игра
на развитие эмоционального восприятия
«Веселый - грустный ЛЕГО-робот»
Цель: различать построение музыки, развивать конструктивные, коммуникативные способности детей.
Игровой материал: LEGO персонажи
Ход игры: Педагог вносит в группу ЛЕГО – персонажи : улыбчивого робота и грустного робота. Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают ЛЕГО -персонажа, настроение которого соответствует настроению мелодии.
2 вариант игры: дети самостоятельно конструируют под музыку веселого или грустного робота.
Музыкально-дидактическая игра на развитие памяти
и слухового восприятия
«ЛЕГО-игрушка»
Цель: Развивать слуховое восприятие, ассоциативный ряд, творческое
воображение, память
Игровой материал: ЛЕГО персонажи
Ход игры: Педагог вносит в группу ЛЕГО - персонажи животных: мишку, зайку
лисичку, птичку, которых расставляет на столе.
Дети прослушивают мелодию и находят соответствующую её характеру игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
Результаты:
• Дети с помощью конструктора легче усваивают и запоминают музыкальный материал.
• Проявляют желание повторить игру с конструктором в самостоятельной деятельности, закрепляя свои сенсорные способности; ощущать и различать свойства музыкальных звуков.
• Использование конструктора благоприятно влияет на процесс музыкального воспитания.
• Благодаря совместному выполнению детьми заданий, улучшились коммуникативные навыки. Дети стали более усидчивыми, работоспособными, целеустремленными.
Список литературы:
• 1. Доронова Т. Н. «Играем в театр» / Т. Н. Доронова. — М. : Просвещение, 2005. — 125 с.
• 2. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1985. — 214 с.
• 3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Я. :,1997.
• 4 Якаева И. П. Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего - конструирования / И. П.
• 5. Сборник музыкальных развлечений для детей 5 - 6 лет/сост. : Старушкина И. Г. –
Сухой Лог: МБДОУ Детский сад №23 «Ромашка», 2019 г.
• 6. Сайт педагога дополнительного образования по Лего и компьютерной граммотности в ДОУ Фешиной Е. В.
• 7. Назмутдинова О. С. Методическая разработка на тему: «Лего- конструирование как средство комплексного решения воспитательно- образовательного процесса в условиях ФГОС ДО».