Наталия Дерюжинская
Использование коммуникативных игр в работе с детьми раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
[ С приходом ребё нка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обуславливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада.
Публикация «Использование коммуникативных игр в работе с детьми раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики) или негативным (стрессу). Выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требовательность среды).
Период адаптации настолько серьёзен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Именно на этом большую роль играют педагоги детского сада, которые должны так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировалось положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Детский сад – это новый период в жизни ребёнка и прежде всего, это - первый опыт коллективного общения.
Проблема общения с детьми раннего возраста детально разработана в отечественной психологии в школе М. И. Лисиной. Она раскрыла закономерности развития видов общения у детей первых лет жизни, дала описание средств их изучения, чётко обосновала значение развивающего общения взрослых с детьми в становлении их когнитивной, эмоциональной, волевой сферах, в развитии качеств личности. В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание мы уделяем именно развитию общения.
Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, поэтому нужно учить детей общаться друг с другом.
При организации общения с детьми раннего возраста мы стараемся придерживаться следующих правил:
• Проявлять искренний интерес к ребёнку во время общения с ним, вести разговор в кругу его потребностей;
• Поступать с малышом так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами;
• Дать почувствовать ребёнку значительность того, о чём он говорит;
• Быть хорошим слушателем, поощрять детскую речевую активность;
• В общении с ребёнком искренне признавать его достоинства.
Эти несложные правила можно продолжить ещё. Но самое важное на наш взгляд, особенно в период адаптации, это в общении с ребёнком относиться к нему как к равноправному собеседнику, партнёру по совместной деятельности, не подавлять его своей взрослостью, уважительно относиться к нему и его возможностям общаться с людьми. Неоценимую услугу в этом оказывают нам коммуникативные игры.
Именно коммуникативная игра, по нашему мнению, может облегчить привыкание ребёнка к детскому саду. Когда малышам одиноко в непривычной обстановке, именно игра в «общение» может скрасить первое время пребывание в детском саду, позабавить, развеселить.
Коммуникативные игры в раннем возрасте мы организуем по принципу игровых мини сеансов. Каждый игровой сеанс включает в себя:
• Церемонию приветствия;
• Основную часть;
• Церемонию прощания.
Рассмотрим пример одного такого игрового сеанса:
1. Церемония приветствия: Дети сидят в кругу, воспитатель приветствует детей:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте вместе поздороваемся.
Здравствуйте, ручки (дети хлопают в ладоши). Здравствуйте, ножки (дети топают, здравствуйте, глазки (хлопают глазки, здравствуй, животик (гладят свой животик, здравствуй, ребенок.
Далее используя сюрпризный момент – вносит куклу. Её появление сопровождает стихотворением:
У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.
Затем воспитатель подходит к каждому ребёнку с куклой, здоровается, побуждая подержать её за руку, поздороваться с ней.
На данном этапе реализуются следующие задачи: привлечь внимание, заинтересовать; установить психоэмоциональный контакт, создать благоприятные условия для дальнейшего игрового взаимодействия; формировать навыки общения.
2. Основная часть игрового сеанса является вариативной, её изменение зависит от текущих целей и динамики общего процесса. В данной части могут использоваться как игры на повторение, так и разучивание новых игр.
Маша очень любит гулять на детской площадке и очень любит качаться на качелях. А вы любите качаться на качелях? А хотите покачаться вместе с Машей на качелях?
Игра «Качели»
Ой — да, ой — да, на качели сели (дети стоят парами, лицом друг к другу)
Ой — да, ой — да, песенку запели (покачиваются из стороны в сторону)
А потом еще раз (перенося вес тела с одной ноги на другую)
Быстро раскачались,
Все у нас, все у нас,
Весело смеялись.
«Всем мы рады»
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь.
Вместе ручками помашем,
Вместе мы споем и спляшем.
Все мы Кате очень рады (при повторе игры называют)
Нам похлопать Кате надо (имя другого ребенка)
Нас без Кати было мало
Кати очень не хватало.
3. Церемония прощания. Основные цели этой части: закреплять положительное впечатление от игрового сеанса; способствовать развитию положительной самооценки.
Ребята вы сегодня хорошо занимались, но пришло время прощаться.
Вместе поют песню «Всем домой пора» (сл. и муз. Е. Железновой)
Целый час мы занимались
И немного баловались, песенку сейчас споём
И на улицу пойдём.
Мы для … (имя ребёнка) на прощанье
Все помашем: «До свиданья».
Мы для … (имя ребёнка) на прощанье
Ножкой топнем: «До свиданья».
Мы для … (имя ребёнка) на прощанье
Все помашем: «До свиданья».
А для … (имя ребёнка) на прощанье
Громко скажем: «До свиданья»…
Теперь давайте все вместе похлопаем себе. Как хорошо вы сегодня занимались! Какие вы молодцы!
- Ребята, кто сегодня у нас был в гостях? (Кукла).
- Как зовут куклу? Понравилось вам с ней играть? Позовем её еще к себе в гости?
Обращение от имени игрового персонажа: Мне очень понравилось с вами играть, молодцы, ребята. До свидания.
В заключении можно сделать вывод о том, что использование коммуникативных игр в адаптационный период благоприятно влияет на процесс привыкания ребёнка к детскому саду.
Ведь именно коммуникативные игры дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. : Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.
2. Томашевская Л. В., Герц Е. Ю., Андрющенкова Е. В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 96 с.
3. Чиркова Т. И. Психолог в материнской школе. – Н. Новгород: НИРО, 1998, 248 с.
4. Найбауэр А. В., Куракина О. В. Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребёнка. – М. : Мозаика – Синтез, 2017. – 336 с.
5. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период /А. Ф. Двойнова //Старший воспитатель. – 2009. - №9. – С. 61 – 68.
6. Иванова Т. Ю. Использование коммуникативных игр в работе с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] https://doshkolenok.wordpress.com/.