Удовик Галина
Проект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Тип проекта : обучающий, творческий
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2016г – май 2017г)
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Волшебные краски“, Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Рисование красками
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Известно, что младший дошкольный возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно. Какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, губками, ватными палочками, штампами, делать отпечаток собственной ладошкой, получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует :
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Цель:
- знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования;
- формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
- Формировать навыки контроля и самоконтроля.
- Развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности и изобразительные умения, навыки через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Задачи:
- сформировать у детей технические навыки рисования.
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
- развивать воображение и творческие способности детей.
- обогащать и расширять художественный опыт детей.
- побуждать ребенка экспериментировать.
- поощрять и поддерживать творческие находки.
- развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Этапы реализации проекта :
1 этап подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта : «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап основной
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей группы раннего вораста.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога и детей.
3 этап заключительный
1. Подведение итогов
2. Организация выставки
Предполагаемый результат:
- Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
- формирование у детей раннего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками, ватными палочками, губкой, крупой, штампами, техника «тычка», помпонография, пластилинография);
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Организация образовательного процесса.
Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Начинаем мы с предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитываю индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с малышами. Чаще всего используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты.
В своей работе с детьми раннего возраста, я использую следующие нетрадиционные способы рисования : рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, губкой, крупой, штампами, техника «тычка», помпонография, пластилинография.
Перспективный план по рисованию с использованием нетрадиционных техник в группе раннего возраста.
Сентябрь 2016 – Июнь 2017 г
Сентябрь 2016г.
1 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование пальчиками)
Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Ягодки на тарелке»
Цели: познакомить детей с новым методом рисования пальчиками, закреплять знания цветов (красный, формировать интерес к рисованию.
Материал: пальчиковые краски, готовая картинка с изображением ягод, круги из бумаги, вода, салфетки.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование пальчиками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Осеннее дерево»
Цели: продолжать знакомить детей с нетрадиционным методом рисования пальчиками, закреплять знание цветов (желтый, учить детей аккуратно обмакивать пальчик в краску и наносить на веточки дерева, создавая осенние листочки.
Материал: пальчиковые краски, лист бумаги на каждого ребенка с изображением дерева, вода, салфетки.
3 неделя
Тема: «Нетрадиционная техника рисунка – пластилинография.
Цели: Познакомить детей с новым методом рисования - пластилинография, формировать интерес и положительное отношение к творчеству.
«Осеннее дерево»
Цель: Закреплять знания цветов (красный, желтый, учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, наносить их на веточки дерева размазывая пальчиком, создавать осенние листочки.
Материал: пластилин, готовый шаблон с изображением дерева, салфетки.
4 неделя
Тема: Нетрадиционная техника рисования : штамп (Листочек).
Цели: Познакомить детей с новым методом рисования с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику.
«Кленовый лист»
Цели: Учить детей рисовать листья с помощью штампа. Аккуратно ставить отпечаток листочка на лист бумаги.
Материал: Листы бумаги на каждого ребенка, гуашь, листья.
Октябрь 2016 г
1 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование пальчиками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев. Закреплять приобретенные навыки раннее.
«Листья желтые летят»
Цели: Закреплять приобретенные навыки, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец, листы бумаги с нарисованными деревьями (по количеству детей, пальчиковые краски желтого и красного цвета, вода, салфетки.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование пальчиками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев. Закреплять приобретенные навыки раннее.
«Дождик, дождик пуще»
Цели: Учить детей изображать дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Материал: листы бумаги формата А4 (по количеству детей, пальчиковые краски синего цвета, вода, салфетки.
3 неделя
Тема: Нетрадиционная техника рисования : штамп (Листочек).
Цели: Продолжать знакомить детей с новым методом рисования с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику.
«Красавица осень»
Цели: Продолжать учить детей рисовать листья с помощью штампа, украшать лицо «Красавицы осень»
Материал: Краски, листы шаблоны – нарисованное лицо, листья, салфетки.
4 неделя
Тема: Нетрадиционная техника рисования (рисование с помощью губки).
Цели: Познакомить детей с новым методом рисования с помощью губки, развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
«Березовый лист»
Цели: Учить детей раскрашивать листья с помощью губки, закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый)
Материалы: Гуашь красного, желтого, зеленого цвета, поролон (губка, палитра, березовый лист (вырезанный из картона).
Ноябрь 2016 г.
1 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ватными палочками)
Цели: Познакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования - рисование ватными палочками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Ягодки для птичек»
Цели: Учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов (красный).
Материал: рисунок – образец, листы бумаги на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь красного цвета, игрушка птичка.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ватными палочками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, ориентироваться на листе бумаги, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Узор на платочке»
Цели: Закреплять умение рисовать ватными палочками, уточнить и закрепить знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
Материал: рисунок – образец; квадратные листы бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь 4 – х цветов.
3 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ватными палочками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, ориентироваться на листе бумаги, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Ежик»
Цели: Совершенствовать технику рисования ватными палочками, учить детей дорисовывать ежику иголки ватной палочкой.
Материал: Листы бумаги, на которых нарисованы силуэты ежей, ватные палочки, гуашь черного цвета, салфетки.
4 неделя
Тема: «Нетрадиционная техника рисования» (рисование поролоном).
Цели: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным методом рисования с помощью поролона, развивать мелкую моторику рук.
«Грибок»
Цели: Продолжать учить детей рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания, развивать композиционные умения, воспитывать аккуратность.
Материал: шаблоны грибов, вырезанные из бумаги, гуашь желтого и коричневого цвета, поролон (губка, палитра, салфетки.
Декабрь 2016 г.
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование пальчиками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальчиков. Совершенствовать приобретенные навыки.
«Нарядим елочку»
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев по образцу, уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: Пальчиковые краски разных цветов, заготовки елочек (по количеству детей, вода, салфетки, готовая картинка – образец.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование пальчиками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальчиков. Совершенствовать приобретенные навыки.
«Конфетти»
Цели: Продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев, знакомить с цветом, закреплять знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: Пальчиковые краски разных цветов, литы бумаги для рисования красками (по количеству детей); вода, салфетки, хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике.
3 неделя
Тема: «Нетрадиционная техника рисунка – пластилинография»
Цели: Продолжать знакомить детей с новым методом рисования - пластилинография, формировать интерес и положительное отношение к творчеству.
«Украсим елочку»
Цель: Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, наносить их пальчиком на веточки елочки, создавать новогодние игрушки.
Материал: пластилин разного цвета, готовый шаблон с изображением ёлочки, вырезанный из зеленого картона, салфетки.
4 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование помпонами - помпонография)
Цели: Познакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования – рисование помпонами, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Шапочка для мишки»
Цели: Учить детей рисовать при помощи помпонов, закреплять знания цветов, развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и ритма.
Материалы: Гуашевые краски разных цветов, готовые шаблоны шапочек (по количеству детей, помпоны, прицепки, вода, салфетки, игрушка медвежонок, готовый образец.
Январь 2017 г.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ладошками)
Цели: Познакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования – рисование ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику рук, воображение.
«Цветные ладошки»
Цели: Учить детей рисовать ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: Пальчиковые краски различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода, блюдца, салфетки.
3 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ладошками)
Цели: Продолжать знакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования – рисование ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику рук, воображение.
«Птички»
Цели: Продолжать учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания желтого цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать воображение.
Материалы: Пальчиковые краски желтого цвета, бумага для рисования красками (по количеству детей, вода, блюдца, салфетки, картинки с изображением птичек.
4 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ладошками)
Цели: Продолжать знакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования – рисование ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику рук, воображение.
«Осьминожки»
Цели: Совершенствовать умение детей рисовать ладошками, уточнять и закреплять знания синего цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать воображение.
Материалы: Пальчиковые краски синего цвета, бумага для рисования красками (по количеству детей, вода, блюдца, салфетки, картинки с изображением осьминожек.
Февраль 2017 г.
1 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» штамп (яблоко)
Цели: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью шпампа, развивать воображение, мелкую моторику.
«Ежик»
Цели: Совершенствовать технику рисования с помощью шпампа. Развивать воображение, мелкую моторику рук, развивать чувство цвета.
Материал: Листы бумаги, на которых нарисованы силуэты ежей, яблоки (половинки, гуашь, вода, салфетки.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» штамп (кубик)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Кубики»
Цели: Закреплять умение детей рисовать красками с помощью штампа, использовать деревянные фигурки, ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания цветов.
Материалы: гуашь красного цвета, листы бумаги для рисования красками (по количеству детей, деревянные фигурки – кубики, вода, салфетки.
3 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» штамп (крышки от бутылки)
Цели: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя крышки от пластиковых бутылок, закреплять знание цветов и форм, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Разноцветные шары»
Цели: Закреплять умения детей рисовать красками при помощи штампа, используя крышки, соблюдать ритм при использовании двух цветов, ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга, закреплять знание цветов и форм.
Материалы: краски – гуашь синего и желтого цвета, листы бумаги для рисования красками (по количеству детей, крышки от пластиковых бутылок, вода, салфетки.
4 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование помпонами - помпонография)
Цели: Продолжать знакомить детей с методом нетрадиционного рисования – рисование помпонами, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Рукавичка для зайчика»
Цели: Продолжать учить детей рисовать при помощи помпонов, закреплять знания цветов, развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и ритма. Гуашевые краски разных цветов, готовые шаблоны рукавичек (по количеству детей, помпоны, прицепки, вода, салфетки, игрушка зайчик, готовый образец.
Март 2017 г.
1 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ватными палочками)
Цели: Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, ориентироваться на листе бумаги, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Веточка мимозы»
Цели: Продолжать учить детей рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов, воспитывать желание сделать маме подарок своими руками.
Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование помпонами – помпонография»
Цели: Продолжать знакомить детей с методом нетрадиционного рисования – рисование помпонами, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Зонтик»
Цель: Совершенствовать умения рисовать помпонами, развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
Материал: Силуэты зонтиков, гуашь разных цветов, помпоны, прищепки, вода, салфетки.
3 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование ладошками)
Цели: Продолжать знакомить детей с методом нетрадиционного рисования – рисование ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику рук, воображение.
«Чистая планета» плакат (коллективная работа)
Цель: Совершенствовать технику рисования ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелку моторику рук, развивать композиционные умения, воспитывать аккуратность.
Материал: Ватман (на ватмане изображено солнышко, пальчиковые краски, салфетки, вода.
4 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование крупой – манка)
Цель: Познакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования, рисование крупой – манкой, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику рук, воображение.
«Облако»
Цель: Учить детей рисовать новым методом нетрадиционного рисования – рисование крупой. Развивать композиционные умения, воспитывать аккуратность, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: Готовое облако, вырезанное из плотной бумаги, манная крупа, клей, салфетки, картинки с изображением облаков.
Апрель 2017 г.
1 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование методом «тычка»)
Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного, упражнять в аккуратном закрашивании тычком жёсткой кистью, уточнить и закрепить знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Пушистые котята»
Цели: Учить детей рисовать методом «тычка» полусухой жёсткой кистью, имитация шерсти котенка, аккуратно закрашивать тычком жёсткой кистью, учить фактурно изображать шерсть котенка, закрепить знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков, контурное изображение котенка (по количеству детей, гуашь разного цвета, жесткие кисти, вода, салфетки, мягкая игрушка – котенок.
2 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование методом «тычка»)
Цели: Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация ворсинок одуванчика, упражнять в аккуратном закрашивании тычком жёсткой кистью, уточнить и закрепить знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Одуванчики»
Цели: Продолжать знакомить детей с техникой тычкования, упражнять в технике тычка, закрепить знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков, гуашь желтого и белого цвета, жесткие кисти, вода, салфетки, картинки с изображением одуванчиков.
3 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование методом «тычка»)
Цели: Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного, упражнять в аккуратном закрашивании тычком жёсткой кистью, уточнить и закрепить знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
«Зайчик»
Цель: продолжать учить детей работать в данной технике, учить отображать в рисунке облик животного, развивать чувство ритма, композиции, воспитывать аккуратность.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков, контурное изображение зайчика (по количеству детей, гуашь белого цвета, жесткие кисти, вода, салфетки, мягкая игрушка – заяц.
4 неделя
Тема: «Техника нетрадиционного рисования» (рисование крупой – манка)
Цель: Продолжать знакомить детей с новым методом нетрадиционного рисования, рисование крупой – манкой, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику рук, воображение.
«Пасхальное яйцо»
Цель: Продолжать учить детей рисовать новым методом нетрадиционного рисования – рисование крупой. Развивать композиционные умения, воспитывать аккуратность, учить элементам декора, цветовосприятия, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: Шаблон яйца, вырезанное из плотной бумаги, манная крупа, клей, гуашевые краски разных цветов, ватные палочки для нанесения узоров, салфетки, картинки с изображением пасхальных яиц.