Алиса Ильинична Попова
Использование изографического моделирования при обучении пересказу детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Педагоги находится в постоянном поиске путей совершенствования процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. «Изографическое моделирование» - инновационный метод, имеющий ряд неоспоримых преимуществ. Использование этого метода при формировании связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОВЗ позволяет повысить качество коррекционно-развивающего воздействия.
Публикация «Использование изографического моделирования при обучении пересказу детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: изографическое моделирование; формирование связной монологической речи; дети дошкольного возраста с ОВЗ.
Формирование связной монологической речи – важнейшая задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. [1] Недоразвитие основных компонентов языковой системы и наличие отклонений в развитии ведущих психических процессов у детей с особыми образовательными потребностями создает значительные трудности в овладении связной речью. У детей отмечаются не только сложности языкового оформления, но и трудности программирования монологических высказываний. Эти трудности проявляются в том, что дети допускают нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов.
Важное место в общей коррекционной работе по формированию связной, грамматически правильной речи занимает обучение пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. [1]
При обучении детей с ОНР пересказу необходимо использовать эффективные методы обучения, позволяющие педагогу решать несколько задач одновременно. Таким методом, широко используемым в логопедической практике, является наглядное моделирование. Наглядное моделирование способствует достижению нескольких целей:
1. Ребенок может наглядно представить логические связи между объектами и лучше понять содержание текста.
2. Положительно влияет на развитие умственных способностей, памяти, воображения, логического мышления.
3. Наглядное моделирование становится дополнительной основой для преодоления речевых нарушений.
У большинства авторов при применении данного метода детям предлагаются готовые модели замещения (схематические рисунки, условные обозначения, чертежи, картинки и пр.) и проводится сначала работа по их запоминанию, а затем по их последующей расшифровке. Карнаухова Яна Борисовна предлагает модификацию метода наглядного моделирования – изографическое моделирование.
Изографическое моделирование представляет собой синтез двух видов деятельностей в дошкольном возрасте - изобразительной и речевой. Суть метода 55 изографического моделирования – использование графических моделей – рисунков (изографов, выполняемых самим ребенком. Синтез продуктивных видов деятельности – рисования в качестве наглядной основы и активной речевой деятельности усиливает эффективность логопедического воздействия.
Использование абстрактных символов для замещения слов, словосочетаний, предложений способствует визуализации речи и облегчает процесс последующего воспроизведения структуры текста, положительно влияет на полноту передачи содержания, удержания последовательности повествования. Изографический план становится аналогом внутренней смысловой программы связного высказывания.
Изографические модели ребенок выполняет самостоятельно. Рисунок ребенка может выглядеть очень схематично, недетализированно, условно и не претендует на художественную ценность. Предлагаемое моделирование не требует подготовительного обучения. Деятельность, с помощью которой достигается желаемый результат, понятна и доступна ребенку. Игровая и деятельная форма организации занятия позволяет сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной и креативной. Коррекционный процесс становится увлекательным как для ребенка, так и для педагога.
Правила использовании метода изографического моделирования :
- необходимо обсудить содержание текста, выделить основные смысловые отрывки без лишней детализации;
- записывать изографы линейно (в линию);
- ребенок выполняет изограф самостоятельно (не требуется качество и техничность исполнения рисунков);
- возможна помощь педагога (подсказать изограф с демонстрацией на доске, внести дополнения, как детской рукой, так и рукой взрослого);
- обязательно речевое сопровождение детей при выполнении изографов.
Преимущества изографического моделирования :
- является игровым приемом, интересен детям; - доступен всем (получается у всех);
- учит находить и выделять главную мысль;
- способствует самовыражению детей (создание собственных образов);
- помогает развить речь и мышление;
- обогащает содержание детского монолога;
- позволяет овладеть структурой связного монологического высказывания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : АРКТИ, 2004.
2. Карнаухова Я. Б. «Использование изографического моделирования в формировании творческого рассказывания». - журнал «Логопед» № 4-2013г.
3. Карнаухова Я. Б. «Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи». – журнал «Специальное образование» №1- 2013г.