Любовь Романова
Метод игрового моделирования в обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учите ребенка
каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету.
К. Д. Ушинский
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п). Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Публикация «Метод игрового моделирования в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровое моделирование — наглядно-практический метод обучения, в основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются другим предметом, рисунком, схемой, значком. А мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя
при этом интерес к занятию.
Следовательно, актуальность в том, что:
--данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью;
--дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес, моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему;
--использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания, а ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй, черти!»;
--графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель игрового моделирования:
-Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
Задачи игрового моделирования:
-заменять реальные предметы схематическими изображениями и знаками;
-обеспечить успешное освоение детьми знаниями об особенностях объектов природы, их структуре;
-развивать речь, используя моделирование, творчество и фантазию детей;
-развивать умения точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели;
-содействовать с помощью моделирования овладению детьми важными компонентами учебной деятельности, операциям : сравнения, обобщения, анализа, синтеза.
Преимущества метода игрового моделирования
Психические процессы: внимание, память, мышление, речь
Познавательные умения: наблюдать, видеть, слушать, думать, владеть символами
Личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность
Интеллектуальные качества: анализ, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, умозаключение
Этапы работы игрового моделирования:
--Подготовка развивающей среды и материала с учетом знаний, умений и навыков детей.
--Изучение научной литературы, которая характеризует интеллектуальное, познавательное и творческое развитие дошкольников.
--Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме.
--Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми.
Модель построения педагогического процесса
С родителями
-родительские собрания
-консультации
-открытые занятия
-практикумы
-мастер-классы
С детьми
-совместная деятельность
-НОД
-словесные, дидактические, речевые игры
-и/у со схемами и моделями
-чтение (восприятие)
-составление с детьми схем, мнемотаблиц и т. д
самостоятельная деятельность
-игры детей с моделями, наглядными схемами,
-пиктограммами, составление детьми схем, мнемодорожек и т. д
С педагогами
-консультации
-семинары-
-практикумы
-НОД с детьми
-мастер-класс
Приглашаю поиграть
Загадки дружно отгадать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что забыли, закрепить.
Чтоб не трудно было догадаться,
Картинки-подсказки будут появляться.
Ребёнок учится играя,
Об этом скажет вам любой.
Он лучше всё запоминает,
Когда играет он с тобой!
Виды моделей
Воспроизведут конструкторские особенности,
Модели глобуса, экосистемы,
Части объектов и их пропорции
Предметные модели.
Графики, схемы, связи, явленья,
Планы участка, маршруты, отношения.
Передадут нам без сомненья
Графические модели.
Игровое моделирование в обучении
Если хочешь посчитать сколько звуков в слове,
Стоит, где звук в начале, середине иль в конце.
Нарисовать захочешь куклу, крокодила,
Птенца в разбитом ты яйце.
Знак любой отобразить иль черту объекта,
А еще явленья, а потом предмета.
Не сомневайся без обмана
Тебе поможет пиктограмма.
Запомнить, чтоб стихотворенье,
Пересказать произведенье, сказку,
Мир окружающий узнать быстрей,
Развить мышление, из текста информацию.
Система методов, приемов нам поможет,
Копилку знаний наших подытожит.
Чудо это не рыба, не птица,
А мнемодорожка и мнемотаблица.
И в математике мы тоже
Играть в модели просто можем.
Логически мыслить, сравнить, обобщить.
Развития уровень выявить.
Знаете коллеги точно вы
Какие игры нам нужны.
В применении широк метод моделирования,
Он и лепке, рисовании, конечно конструировании!
Есть огромная страна-театром названа она.
Как накрыть столы к обеду,
Как построить нам ракету,
Как цветочки поливать,
За погодой наблюдать,
На прогулку собираться,
Физкультурой заниматься.
Почти все мы повторили,
Может, что-то и забыли.
Но хотим сказать одно-
Схемы, графики, модели нам совсем не надоели,
Скажем Вам от всей души в помощь нам они даны!
МОДЕЛИРОВАНИЕ – СИЛА, МОДЕЛИРОВАНИЕ – КЛАСС,
СТАТЬ УСПЕШНЕЕ В УЧЁБЕ ЭТОТ МЕТОД УЧИТ НАС!
Теория скучна порой нудна увы,
Но иногда дает толчок,
Чтоб многое узнали мы,
На практике всем доказать
Что надо метод изучать.
Коллег своих мы приглашаем
Перенести теорию в реаль.
Покажут нам они модель как применяем,
Используем в работе что, зачем и как!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!