Антонина Чеснокова
План самообразования по теме «Использование моделирования при обучении детей связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2018-2019 учебный год
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
Подготовил: воспитатель Чеснокова А. С.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
План по самообразованию
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь – май, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети второй средней группы, воспитатели, родители.
Источники самообразования :
Публикация «План самообразования по теме „Использование моделирования при обучении детей связной речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• интернет ресурсы,
• обмен опытом на базе ГБДОУ №31 комбинированного вида Пушкинского района
ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Прежде всего, сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к занятиям, расширен круг знаний об окружающем мире. Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать по схемам описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Повышен интерес детей к художественной литературе. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители включены в коррекционно-педагогический процесс.
Актуальность. Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание : для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать : схемы описание, мнемотаблицы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются :
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель обучения мнемотехнике - развитие психических процессов - памяти,
мышления, воображения, внимания. - ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирования навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности детей среднего возраста.
Объектом являются дети второй средней группы.
Предметом исследования является процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей среднего дошкольного возраста с методами мнемотехники.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем, описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей. Использование моделирования при обучении детей связной речи.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)
Формы работы.
МЕСЯЦ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь Подбор материала по данной теме : «Использование моделирования при обучении детей связной речи»;
Постановка целей и задач по данной теме. Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Компот» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения. Консультация для родителей
Как учить ребенка описывать увиденное?
Консультация на тему «Развиваем память ребёнка»
Октябрь Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Осень» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»
Ноябрь Посетила КМО №1 тема «Метод наглядного моделирования, как средство развития речи детей» Пересказ сказки «Курочка Ряба»
Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов. Подготовка памяток для родителей. Информационный стенд «Что такое мнемотехника?»
Декабрь Подготовка доклада к педсовету. «Развитие связной речи дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем», выступление на педагогическом совете. Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» Формирование умения детей запоминать стихотворение по схемам рисункам. Папка передвижка
Составляем и используем мнемотаблицы дома.
Январь Открытый показ на КМО №2 «Игровое моделирование, как метод развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» Заучивание стихотворения В. Петрова «Дед мороз прислал нам елку»
Формирование умения детей интонационно передавать настроение. Консультация для родителей Развиваем и обогащаем словарный запас детей.
Февраль Составление описательного рассказа «Зима» с опорой на картинно-графическую схему Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя. Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) .
Март Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой мишка» Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей Индивидуальные консультации родителей по интересующим их вопросам.
Апрель Составление описательного рассказа «К нам идет весна» Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формирование приемов работы с памятью. Пересказ сказки «Репка» Формирование умения детей пересказывать сказку опираясь на таблицу (мнемосхемам, описывать животных) Памятка для родителей «А я знаю наизусть».
Май Пересказ сказки «Теремок»
Беседуя по тексту и отслеживая последовательность, расставить в нужной последовательности заранее приготовленные схемы к данному произведению. Вызвать речевую активность, формирование умения следить за развитием событий, отвечать на вопросы. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка».