Мамедова Зоя
Технология моделирования при обучении пересказу
▼ Скачать + Заказать документы
Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский.
Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства связи того или иного объекта.
Метод моделирования, можно с успехом применять во всех разделах дошкольного воспитания.
Публикация «Технология моделирования при обучении пересказу» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
В основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Слайд 3
Актуальность выбранной темы в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд 4
Мнемотехника
В переводе с греческого - «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Для дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Можно отметить следующие недостатки:
Связные высказывания короткие;
Отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передает содержание знакомого текста;
Состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
Уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но неохотно берутся за составление рассказов по заданной теме.
Слайд 5 ,6
Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы рисунки, ребёнок легко запоминает информацию.
Слайд 7
Модели, мнемотаблицы
Служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении рассказыванию, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.
Слайд 8
Что же дает мнемотехника
Расширяется не только словарный запас, но и знание об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать – ребёнок понимает, что это совсем не трудно.
Развивается мелкая моторика рук.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравиться детям.
Это является одним их эффективных способов развития речи дошкольников.
Слайд 9
Основные задачи мнемотехники
1. Развитие всех видов памяти:
-зрительной;
-слуховой;
-ассоциативной;
-словесно – логической;
-обработка различных приемов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).
3. Развивать образное мышления.
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Слайд 10
Мнемотехника помогает развивать :
ассоциативное мышление
речь
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
Слайд 11
Мнемотаблицы могут быть
Предметными
Предметно схематические
Схематические
Слайд 12,13,14,15
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
мнемотаблица
Слайд 16
Последовательность работы с мнемотаблицами
Введение элементов символов (формы, величины, действия).
Использования опорных схем на всех видах занятий, различных видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален)
Введение отрицаний.
Сочетание символов, чтение цепочки их.
Самостоятельный поиск детьми изображений,
символизирующих какое – либо качество (задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор).
Творческое создание детьми опорных схем.
Слайд 17
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Слайд 18
Элементы модели :
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
опорные картинки (предметные картинки, серии сюжетных картинок)
мнемодорожки, мнемотаблицы;
сенсорно – графические схемы;
карточки;
карточки – символы
Слайд 19
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении и в своей речи необходимых выражений.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.
На начальном этапе используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На следующем этапе дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.)
Слайд 20 Пересказ сказки
Слайд 21 Вывод
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно – действенного мышления к образному, формировать словесно – логическое мышление. Постоянно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.
Слайд 22
Спасибо за внимание