Марина Борзенкова
Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е. В. Лупехина, Н. А. Агеева, М. И. Борзенкова, Т. М. Смурыгина
воспитатели
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Звёздочка», Россия, г. Старый Оскол
В статье виртуальная образовательная среда рассматривается как совокупность обучающих и образовательных, воспитывающих и культурных условий. Представлена характеристика виртуальной образовательной среды и возможности ее использования в дошкольной образовательной организации через применение виртуальных экскурсий.
Публикация «Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: образовательная среда, виртуально-образовательная среда, обучение детей дошкольного возраста, виртуальные экскурсии.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые задают государственные федеральные требования к содержанию общеобразовательной программы дошкольной организации, которые базируются на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является использование образовательной среды в контексте ее информатизации и использования ее виртуальных возможностей.
Информатизация образования открывает перед педагогом новые потенциалы для обширного введения в педагогическую теорию и практику новейших методических разработок, которые направленны на реализацию инноваций. Создается единое информационное образовательное пространство дошкольной образовательной организации, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии.
Одним из престижных направлений в инновационной деятельности является построение обучения средствами виртуальной образовательной среды. Виртуальная модель образования в последние годы интенсивно развивается и здесь акцент идет на виртуальную образовательную среду [2, с. 183].
Обучение в виртуальной образовательной среде это совершенно новая парадигма образования и опирается она на функциональную эффективность технологий информации и коммуникаций и затем формируется особая культура обучения.
Виртуальная образовательная среда сформирована для эффективной коммуникации всех участников процесса образования. Для информационного общества нужны навыки владения информационными технологиями и, образовательная среда в современных реалиях обязана удовлетворять потребности общества и личности.
А. В. Хуторской образовательную среду определяет как среду, играющую роль некоего довольно аморфного посредника между окружающим миром и личностью дошкольника, которая полностью отвечает стремлениям, интересам и потребностям воспитанников, обеспечивая ему при этом возможность более полно выявить природные задатки и силы, которая в ней таится; среда, опосредованно, косвенно, воздействующая на развитие воспитанника и активизирующая его [5, с. 11].
Образовательная среда создается через : типологию образовательных ресурсов и образовательное пространство; совокупность образовательной деятельности - дополнительной и основной; систему отношений и взаимосвязей между образовательными деятельностями. Ее можно охарактеризовать следующими показателями: структурированностью ресурсов в рамках определенного пространства образования и интенсивностью (ресурсная возможность образования).
Образовательная среда дошкольной организации способствует формированию гуманной личности, созданию соответственной обстановки, при которой структура, содержание, методы воспитания и обучения в совокупности отражают процессы, которые происходят в культуре в целом, а также обеспечивает потенциал для развивающей деятельности воспитанников в образовательной организации [1, с. 35].
Важнейшими функциями виртуальной образовательной среды выступают : инофрмационно-обучающая т. е. информация может быть представлена в самом разнообразном виде, коммуникативная т. е. занятия с участниками процесса образования, административно-контрольная, может проводиться разнообразного рода комплексные критерии по оценке навыков, умений и знаний детей.
Виртуальная образовательная среда это сложнейшее интегрированное понятие, отражающее совокупность обучающих и образовательных, воспитывающих и культурных условий, они отображают социальное, экономическое и политическое развитие, отечественные культурные, исторические и национальные традиции, состояние нравственной и духовной сферы современного общества.
Виртуальная образовательная среда включает в себя социально-культурные объекты, представленные в сети Интернет сайтами, которые связанны с организацией и распространением ценностей культуры, данная среда это устойчивая совокупность личностных и вещественных элементов, элементы ее оказывают воздействие на человеческую деятельность по образованию и овладению духовными благами и ценностями [4, с. 7].
Таким образом, виртуальная образовательная среда это культурная и социальная система, которая обеспечивает культурную преемственность (передачу культурных ценностей, норм, идей, формирование индивидуальности личности, как способ подготовки личности к благополучному существованию в культуре и социуме.
Виртуальная образовательная среда представлена сайтами культурных учреждений нашей страны, на которых виртуально, не выходя из стен детского сада можно посетить выставку или посмотреть он-лайн трансляцию спектакля. Данная среда включает в себя большую и на современном этапе уже достаточно развитую сеть сайтов культурных учреждений: это библиотеки, театры, музеи и многие учреждения культуры.
Изучение опыта работы в России по обучению и воспитанию современного дошкольника показывает, что воспитание дошкольников, исходя из возрастных особенностей детей, успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
В работе с детьми дошкольного возраста виртуальная экскурсия позволяет приобрести визуальные сведения о местах не достижимых для действительного посещения, сэкономить средства и время. Преимущество данных экскурсий в том, что педагог сам собирает необходимый ему материал, разрабатывает определённый маршрут, меняет содержание в соответствии с поставленными целям и интересам детей [3, с. 214].
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают осуществить обозначенный план и провести экскурсию по избранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места родного края, родной страны, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
Использование виртуальной образовательной среды, например, по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств.
Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их.
Дошкольные образовательные организации должны работать в тесном сотрудничестве с музеями, так как виртуальная экскурсия в музей выступает важнейшим средством развития ребенка-дошкольника. С детьми можно посетить музей виртуально, рассмотреть экспонаты и послушать рассказы о природе, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Познакомить детей с традиционной одеждой русского народа, с национальной русской избой. Данную виртуальную экскурсию целесообразно применять как в образовательной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Для знакомства детей с миром театра необходимо использовать ресурсы сети Интернет. Сайты большинства театров позволяют зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Интерактивная экскурсия активизирует дошкольников, формирует интерес к театральному миру и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации [1, с. 29].
Педагог и воспитанники виртуально могут посетить типографию, узнать, как его работники печатают газеты, журналы, книги. Во время настоящей экскурсии у детей не было бы возможности заглянуть внутрь печатной машины, рассмотреть, как сшиваются страницы, какие используются краски, - ведь это опасно. Виртуальная экскурсия не угрожает жизни и здоровью воспитанников.
Посещение с детьми музеев – большая проблема. Особенно для маленьких городов, где редко проходят значимые выставки, а коллекции местных музеев небольшие. С помощью виртуальной среды педагог может познакомить воспитанников с любым музеем, виртуально посетить картинные галереи. Так, педагоги детского сада могут «провести» детей по залам любых музеев, рассказывать о знаменитых русских художниках. Показать известные картины. Такие просмотры с комментариями воспитателя производят на дошкольников большое впечатление, формируют желание самим заняться творчеством [3, с. 213].
Изучение использования виртуальной образовательной среды в России позволяет утверждать, что эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством обучения и воспитания в виртуальной среде являются виртуальные экскурсии. В связи с тем, что компьютерная техника и глобальные сети развиваются, возникла возможность проводить виртуальных экскурсий в детском саду, этот вид экскурсий обладает рядом преимуществ перед экскурсиями традиционными: не оставляя здание детского сада можно побывать в музеях и ознакомится объектами, которые расположены за границами дошкольной образовательной организации, города и страны. Виртуальное общение с культурными ценностями анализируется как этап подготовки. Оно предоставляет возможности для закрепления изучаемого материала, создания условий для комфортного вступления в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсанта, так и экскурсовода.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда : категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. – М. : МГОУ, 2010. – 102 с.
2. Носкова Т. Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. - №167.- С. 183-194.
3. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. 2017. №7.6. С. 213-214.
4. Сманцер А. П. Культурно-образовательная среда учебного заведения как фактор гуманизации воспитания и образования// Педагогические науки : научно-теоретический журнал. 2015. № 5. С. 7-11.
5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2018. 256 с.