Никанорова Светлана
Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед Никанорова С. Н.
Тема: Пересказ текста Е. Чарушин «Кошка»
Возраст : 5-6 лет (старшая группа)
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым
Образовательные и развивающие:
- развивать монологическую речь детей;
Публикация «Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста, Пересказ рассказа Е, Чарушина „Кошка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- обучать последовательности пересказа коротких произведений;
- учить осмысленно понимать текст;
- учить использовать словарь и обороты авторского текста;
- учить детей словообразованию.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Е. Чарушин «Кошка».
Оборудование.
Игрушки кошка, котенок, мышь; выставка картинок «кошка, котенок, мышь»; лепка кошек из пластилина, тонкие макароны, горох.
Словарная работа на занятии :
Обогащение словаря: чулан, фыркает, пыжится, топорщится.
Активизация словаря: кошка Маруська, котенок, мышка, хозяйка.
Методы
Игровой: Д. И. «Отгадай, что это за животное»
Словесный: Пересказ текста «Кошка», вопросы по тексту, составление плана пересказа, оценка пересказа детьми.
Средства обучения.
1. Художественная литература
2. Культурная языковая среда и речь взрослого.
Форма организации детей : групповая, индивидуальная
Ход занятия
Вводная часть:
1. Сюрпризный момент: внесение корзины с кошкой и котенком.
2. Загадывание загадок:
– У мышиной норы лежат крючья остры
И повисли горя, два зеленых фонаря?.
– Вся мохнатенькая, сама усатенькая
Днем спит и сказки говорит
А ночью бродит, на охоту ходит?.
– У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнатку войдет, замурлычет, запоет?.
–- Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши
На охоту ночью выйдет, и как днем все видит.
Часто спит, а после сна, умывается она?.
- Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
3. Пальчиковая гимнастика «Пирожки для кошки»
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили.
(Имитируем замес теста и разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки
(Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола)
И слепили пирожочки.
(«Защипываем» воображаемые пирожки с помощью пальчиков обеих рук)
Пирожки с рыбешкой –
Угощенье кошкам!
(Прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки»)
Основная часть:
- А сейчас я вам прочитаю сказку, называется сказка «Кошка»
1. Чтение сказки без установки на запоминание.
Кошка Маруська… в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет – мурлычет, а ее котенок маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
2. Беседа по содержанию текста
Вопросы:
- Кого поймала кошка Маруська?
- Что делает кошка? Почему?
- Кто есть у кошки?
- Что делает котенок?
3. Творческие задания:
А) В пересказе дать описание кошки и котенка б) придумать начало рассказа в) Составить загадку про кошку.
4. Повторное чтение с установкой на запоминание
5. Составление плана пересказа
6. Пересказ детьми произведения :
А)совместный рассказ
Б)рассказывание по частям
В)драматизация.
7. Физминутка.
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Кошка встала, потянулась,
Лапки вытянула вверх и прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь - вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!
8. Работа с пластилином, Лепим кошку.
Рассматривание натуры. Обследование. Приёмы и последовательности работы.
- Чтобы слепить Кошку, мы должны знать, что есть у кошки. У меня есть одна кошка, которая сделана из пластилина. Давайте рассмотрим.
- Что есть у кошки? (Голова, туловище, лапы, хвостик, глазки, ушки, нос).
- Маша, скажи, пожалуйста, какой формы туловище?
(Овальной формы.)
У этой кошки туловище и лапки сделаны из одного кусочка. Как это делать? Покажи.
(Для этого нужно скатать шар, затем раскатать прямым движением руки чуть дольше, чтобы получился столбик, Нужно согнуть столбик в виде мостика. Получилось… туловище и лапки)
-А голова какую форму имеет? (Круглую) Как делаем круглую форму? Покажите. (Скатываем круговым движением) Голову к туловищу что делаем? (Примазываем)
-Амир, подскажи нам, хвост какой величины?
(У него длинный овальный хвост.) Покажите, как сделаем хвост. (Раскатаем колбаску и примажем к туловищу.)
- Что на голове? (Ушки, глазки, носик, усики, ротик) Какие ушки у кошки? (Маленькие, треугольные). Покажите, как делаем ушки. (Прищипыванием.)
А глаза? Нос? Усики? Ротик?
(Глаза можно сделать из крупы или гороха, нос — из крупы усы — из тонких макарон, ротик можно нарисовать стекой.)
Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? ( Сначала делим кусок пластилина пополам: один кусок — для туловища и ног, другой — для головы, хвоста, (от второго кусочка можно отщипнуть небольшой кусок для «секретика»)
-Если останется время, можете слепить из «секретика» что хотите (блюдце, мячик, мышонка)
Вспомнили, как нужно слепить кошку.
- А теперь разбудим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Цап-царапки»
Есть у нашей кошки лапки (руки сжаты в кулак, легкие движения вперёд-назад)
А на лапках – цап-царапки (распрямляем кулачки, вытягиваем пальчики вперёд, сжимаем, разжимаем)
Очень острые они (вытягиваем руки и резко выполняем хватательные упражнения пальцами)
Кошка целый день хлопочет,
коготочки кошка точит (касательные упражнения пальцами по столу «царапает» коготочками)
Наточила, спать легла (руки под голову «спит»)
И во сне сказала «Мяу»!
-Вот мы и подготовили наши пальчики для работы.
А для чего при лепке нужна влажная салфетка? (Ответы)
А теперь начинаем лепить. Кошечка будет наблюдать за вами.
Выполнение работы
По мере необходимости помогаю тем, кто затрудняется. Показываю приемы лепки отдельным детям. Советами, вопросами помогаю делать фигуры более выразительными.
За пять минут до конца занятия предупреждаю детей об этом.
III. Подведение итогов.
- Ребята, ваши кошечки готовы?
Давайте и мы полюбуемся кошечками. (Можно дать характеристику каждой кошке.)
- Ребята, что мы сегодня делали? (ответы)
-Что вам больше всего понравилось? (ответы)
А вы, ребята, молодцы!