Татьяна Цыбулько
Использование интерактивного оборудования как средство познавательного развития у старших дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие – сложный комплексный процесс, затрагивающий многие стороны формирования личности ребенка. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Качество образования улучшилось в несколько раз, а сам процесс обучения стал вызывать у детей больше интереса, нежели стандартные программы.
Публикация «Использование интерактивного оборудования как средство познавательного развития у старших дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Игры интерактивного оборудования «Маленький гений» программы составлены по тематике и скомпонованы в 5 блоков: «Маленький гений учится читать», «Маленький гений учится считать», «Маленький гений учится рассуждать», в данном блоке представлены игровые упражнения, которые познакомят детей с понятием размеров и формы предметов, развить их зрительно – пространственное восприятие, а так же развитие логического мышления дошкольников. «Маленький гений тренирует внимание» самые простые упражнения тренируют ребенка в поиске полностью или частично видимых объектов. Более сложные –в сопоставлении деталей объектов и их характеристик. «Маленький гений учится сопоставлять» обучение умению сопоставлять элементы объектов, где развивается внимание, зрительное восприятие и логика.
В каждом блоке по 25 игр, каждая игра содержит три уровня сложности, в каждом уровне три версии выполнения задания, то есть, играя, дети встречаются с 1125 вариантами заданий. Кроме того, сложность возрастает и от игры к игре внутри каждого блока.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого и психического дефекта.
Навыки самоорганизации в обучающей ситуации с использованием интерактивного оборудования «Маленький гений» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Цели и задачи:
-развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
-обучать детей действовать по алгоритму, следуя, указаниям на правила выполнения задачи. Осуществлять пошаговый, итоговый и перспективный самоконтроль;
-составлять план выполнения задачи, создавать условия, оптимальные для ее выполнения;
-выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
•наличие и стойкость интереса к заданию; •понимание инструкции;
•самостоятельность выполнения задания;
•характер деятельности (целенаправленность и активность);
•темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
•работоспособность;
•организация помощи.
В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; •особенности моторной функции.
Восприятия:
перцептивные свойства
1. Развитие умений: -воспринимать объекты целостно, выделять индивидуальное своеобразие объектов и их детали; -узнавать объекты в разном положении, а также объекты, изображенные разным способом; -выделять основные признаки объекта
2. развитие специализации движения рук, точности тактильного обследования предметов
Внимание:
свойства Развитие концентрации, переключения, устойчивости внимания. Стимулирование работоспособности, снижение утомляемости.
Память:
Развитие умения описывать предметы с использованием карт-моделей и проводить для этого примеры из своего опыта, литературы, коллективных наблюдений.
Мышление:
Развитие умений сравнивать предметы по нескольким критерия -классифицировать предметы по их свойствам -устанавливать причинно следственные связи
Воображение
Развитие умений: -обыгрывать сюжет с использованием предметно неоформленного материала-кубиков, камешков и т. д. -передавать содержание знакомых произведений с использованием средств речевой и двигательной выразительности. Устанавливать и объяснять с помощью взрослого ассоциативные связи между предметами. Дорисовывать, дополнять - использовать незаконченную фигуру как деталь сюжетной композиции.
В чем заключаются преимущества занятий и игр интерактивного оборудования:
• стимулирует познавательную деятельность ребенка и развивает его творческий потенциал;
• улучшается детское восприятие цвета, пространства и формы;
• способствует тренировке концентрации внимания за счет нахождения множества заданий различной степени сложности.
Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь.
В старшей группе (6лет)
• Различать и называть части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Понимать обобщённые слова. Правильно произносить каждое слово в предложении, чётко проговаривая окончания в словах, правильно согласовывая сущ. с прилагательными и числительными; понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое - левое, спереди - сзади). Уметь составлять рассказы-описания любимых игрушек, рассказы по сюжетной картине, понимать позу, настроение персонажей, изображённых на картине.
• Составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Различать понятия «много, один, по одному, ни одного. Знать размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий; владеть способами сравнения - приложения, наложения, составлять группы из предметов по заданным свойствам. Различать круг, треугольник, квадрат. Уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивать две группы предметов и выяснять где предметов больше, меньше, различать верх, низ левую, правую часть, середину. Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже, знает части суток, их последовательность.
В подготовительной группе (7лет)
• Различать и называть части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Использовать в речи обобщённые слова, антонимы и синонимы. Строить высказывание из трех-четырех предложений, правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже. Сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин, описывать деревья, животных, сезонные явления и т. д.
• Владеть счетом предметов в различном направлении и пространственном расположении (до 10). Пересчитывать и отсчитывать предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Знать размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Различать круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, пятиугольник. Уметь сравнивать две группы предметов методом приложения и наложения. Использовать понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Понимать смысл слов: около, рядом, между, за, перед. Знать части суток, дни недели и их последовательность.
Интерактивную доску можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе благодаря мультитехнологии, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.