Юлия Рябова
Использование инновационных технологий (Интеллектуальная игра «Жипто») в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Рябова Юлия Васильевна
Использование инновационных технологий (Интеллектуальная игра "Жипто") в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
Так, как игра является ведущим типом деятельности ребенка – дошкольника. Основой для реализации коррекционно–развивающей деятельности специалистов послужила интеллектуальная игра «Жипто» Г. В. Томского. Проект «Жипто» прошел успешную апробацию во многих детских садах выступает эффективным стимулятором научного, профессионального, художественного, литературного и математического творчества. Такой игровой стимулятор является ценной находкой для интеллектуального, речевого и творческого развития детей от детского сада до университета.
Публикация «Использование инновационных технологий (Интеллектуальная игра „Жипто“) в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Если подробнее говорить об этой игре, то игра «Жипто» – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Доступна данная игра детям с 5-6 летнего возраста. Главная цель игры «Жипто» обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника, игровая. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения. Поэтому для того чтобы дошкольники с интересом занимались необходимо замотивировать ребенка мы предлагаем таким средством, как игра «Жипто» с логопедическим уклоном.
Особая роль игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Существуют следующие требования к полям «Жипто» :
- каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
- в игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей;
- процесс обучения в игре должен сочетаться с занимательностью. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Коррекционо–развивающая деятельность в игре «Жипто» может осуществляется с одним ребенком или с группой детей. Группа может состоять из шести человек, где пять детей отвечают за игровые фишки – «убегающие» и один ребенок –отвечает за фишку «преследователь».
А так же это могут быть такие варианты:
- от 1 до 5 детей и логопед
- от 2 до 6 детей
- от 1 до 5 детей и родители.
Совместная игра детей с педагогом, с родителями ведет их к самоутверждению, развивает настойчивость, а также постоянно стимулирует стремление к успеху, к самосовершенствованию.
И, конечно же, необходимо познакомиться с правилами игры «Жипто». В игре 6 маленьких фишек «убегающих», одна из которых является запасной, и 2 большие фишки для «преследователя» (одна из которых является запасной). Партия игры состоит из двух частей, в которых игроки поочередно играют за «убегающих» и «преследователя».
Цель игры: «убегающие» стараются перейти на противоположную сторону игрового поля до поимки их «преследователем». В свою очередь «преследователь» стремится их поймать, как можно дальше от своей стороны поля.
Ход фишки: чтобы передвинуть фишку на один шаг, необходимо слегка прижать ее сверху одним пальцем, чтобы не сдвинуть с места, затем поставить другой рукой впритык к ней запасную фишку в выбранном направлении, затем игровую фишку убрать, теперь она превращается в «запасную».
Поимка: «убегающий», которого коснулся «преследователь», считается пойманным и убирается с игрового поля.
Баллы: каждый «убегающий», достигший одной из линий 1, 2 или 3, получает по одному баллу на каждой линии.
После первой части партии игроки меняются фишками, и разыгрывается вторая часть. Победитель определяется сравнением количества баллов «убегающих» в двух частях [7].
Передвижение фишек по игровому полю «Жипто» является вспомогательным приемом обучения. Этот прием помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать интерес на протяжении всей игры (продолжительность прохождения игры около 30-40 минут) [10].
Игра проходит на прямоугольном листе шириной 30 см и длиной 42 см. Руководство игрой «Жипто» осуществляется в трех направлениях: подготовка игры, ее проведение и анализ.
Игровое поле насыщается содержанием – сюжетом или заданиями, решающими поставленные задачи логопедом. Одно поле «Жипто» может быть использовано несколько раз, игры и упражнения могут меняться в зависимости от поставленной задачи.
Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед перед игрой «Жипто» проводит упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса и дыхания. Например, такие упражнение «Ладошки» ( исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить. Следующее упражнения по укреплению дыхания «Поясок» ( исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение. Можно использовать такое упражнение «Поклон» ( исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
После этого можно переходить к игре «Жипто» на поле. На протяжении всей игры происходит развитие мелкой моторики рук, за счет передвижения фишек. Что является обязательным элементом логопедического занятия.
В подготовке логопедического занятия с использованием игры «Жипто особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков.
Для автоматизации трудных звуков разработаны и созданы игровые поля «Жипто» :
- автоматизация звуков ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [л],[л’], [р], [р,]);
- пояснительная записка к каждой игре;
-конспекты занятий по автоматизации звуков с использованием интеллектуальной игры ЖИПТО.
Если говорить о структуре игры «Жипто», то игровое поле по автоматизации звуков разделено на 5 уровней:
1. Уровень – произношение звука изолированно.
2. Уровень - автоматизация звука в слогах.
3. Уровень - автоматизация звука в словах.
4. Уровень - автоматизация звука во фразе, предложении.
5. Уровень - автоматизация звука в связной речи.
На каждом уровне предлагаются различные игры и упражнения.
Например, на первом уровне детям предлагается произнести звук четко, красиво. В таких упражнениях как «Чего не стало?» Рассмотри и запомни картинки. Фишка закрыла одну картинку, и ребенок должен назвать её по
памяти. Следующее упражнение «Угадай» к картинке, на которой остановилась фишка, ребенок должен подобрать слово-действие. Образец:
Взлетает. (ракета). И в упражнении «Один-много» ребенок должен назвать картинку в единственном и множественном числе. (см. Приложение 1).
Пройдя первый уровень, ребенок оказывается на втором здесь его ждут задания на автоматизацию звука в слогах. Упражнение «Придумай сам» Выполняя его необходимо подобрать к картинке как можно больше слов-признаков. Образец: Робот, какой? — Робот железный, серый., Например, упражнение необходимо выполнить задание «Четвертый — лишний» найти в каждом ряду лишнюю картинку. Объяснить свой выбор. Назвать все лишние
картинки, четко произнося звук [р].
Перейдя на 3 уровень решается задача автоматизация звуков в словах. С помощью упражнений - «Живое - неживое». Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы. Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: уши - ушки. Какие слова нельзя изменить?
Для того чтобы осуществить автоматизацию в предложениях и фразах на 4 уровне необходимо выполнить такие упражнении как, упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Жене и Жанне по схемам с опорой на картинки. Образец: Женя. журнал. — Женя читает журнал.
Перейдя на заключительный уровень 5, ребенок автоматизирует звук в связной речи. Например, в таком упражнении «Весёлый поезд» (Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук [ц]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику).
Каждый этап сменяется более сложным этапом и, следовательно, задания, которые необходимо выполнить усложняются. Так поэтапно выполняя задания у ребенка легко автоматизируются необходимые звуки и следует отметить прежде всего преимущества в устойчивости достигаемых позитивных результатов.
С помощью игры «Жипто» происходит развитие пространственных ориентировок это осуществляется на прямоугольном поле. Прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки, что является важным фактором для развития моторики. Так же игра «Жипто» позволяет развивать фонетико-фонематические нарушения благодаря общению с логопедом и игроками, а так же сюжету поля.
В процессе игры так же у детей развивается произвольное внимание и память. Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения логопеда, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. При этом логопед постоянно следит за правильной посадкой и положением рук ребенка.
В настоящее время ЖИПТО используется :
- для приобщения к логическому мышлению;
- для гимнастики ума;
- для коррекции звукопроизношения и т. д.
Логопедическая работа предусматривает включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.
В течении всей игры у ребенка вырабатывается самоконтроль за реализацией произносительных умений и навыков. Коррекция у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.
Предлагаемые поля игры «Жипто» широко используются на всех этапах коррекционной работы, т. к. они позволяют автоматизировать звук, и помогают поэтапно преодолеть свойственные ребёнку трудности.
Работа по данной технологии способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, совершенствованию 8 слоговой структуры слова, коррекция лексико-грамматического строя речи, формированию навыков звукобуквенного анализа слов, активизации памяти, внимания, мышления, что в свою очередь является профилактикой дисграфии и дислексии.