Галина Уткина
Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уткина Галина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь Чувашской Республики Современное образование невозможно себе представить без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников.
Публикация «Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая состоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Процесс овладения компьютерной грамотностью и ИКТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени образования. Ведь дошкольное детство – уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления детей об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие и вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.
Какие же основные направления развития ИКТ в работе дошкольного учреждения?
•Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. Это различные компьютерные «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В этом случае компьютер может осуществлять функцию контроля за выполнением задания, информировать педагога об успехах каждого ребенка.
В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие игры на развитие математических представлений: «баба Яга учится считать»» «Остров Арифметики» и т. д. ; игры на развитие фонематического слуха и обучению чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для развития музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
•ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении ими новых знаний. С помощью мультимедийных технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (использование интерактивных панорамных фильмов для совершения экскурсий в музеи или заповедники).
•Включение ИКТ в комплексные (интегрированные) занятия и досуговую деятельность. Использование компьютерных презентаций в работе обеспечивает единство познания, творчества, игры, способствует освоению разнообразной информации, развитию познавательных процессов, творческих способностей детей.
•Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является наглядная информация. Сюда включены родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотовыставки и т. д. Но современные родители не всегда обращают внимание на информационные папки-передвижки в группе, редко читают объявления, пока мы, воспитатели, не обратим на это их внимание. Поэтому при оформлении групповых информационных уголков для родителей мы пользуемся ИКТ (весь материал создается с использованием программы Microsoft Office Power Point). Красочный и правильный дизайн подобранного материала помогает родителям облегчить восприятие нужной информации. И, как правило, все яркое и запоминающееся больше привлекает внимание родителей воспитанников.
Важным элементом использования ИКТ для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Благодаря презентациям воспитатель может предоставить как теоретический материал, так и показать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и в детском саду.
Достаточно распространенной формой, которая дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его правилами, традициями, особенностями воспитательно-образовательной работы, является день открытых дверей. Мы можем провести экскурсию по дошкольному учреждению с посещением групп, провести беседу с родителями. А можно, благодаря ИКТ, показать все это в форме рекламного видеоролика на официальном сайте детского сада.
Очень часто в своей работе с целью сбора информации по той или иной теме, педагоги используют такую форму работы как анкетирование. Сейчас все тоже самое можно сделать с помощью смс - опроса или с использованием E-mail (одной из наиболее распространенных средств связи).
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ. Перечень информации регламентирован нормативно-правовыми документами. Но для эффективного, партнерского взаимодействия родителей между собой, педагогами и специалистами ДОУ в более неформальной обстановке позволяет страница в социальных сетях, созданная педагогами группы. На страничке группы родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Какие формы использования ИКТ может применять педагог в своей работе:
• Подбор иллюстративного, познавательного материала при подготовке к занятиям, оформление родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
• Создание презентаций для повышения эффективности непосредственно образовательной деятельности, так как использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
• Использование интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
• Взаимодействие педагогов как профессиональное сетевое сообщество.
Оно представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
• Обмен опытом, знакомство с методическими разработками других педагогов, знакомство с периодикой.
•Создание медиатек.
Информатизация общества ставит перед дошкольными работниками задачу «идти в ногу со временем», стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности.
В системе взаимосвязи дошкольник – ИКТ, ведущая роль отводится, прежде всего, взрослому (педагогу) – специалисту в данной области, знающему технические возможности компьютера, владеющему навыками работы с ними, методикой приобщения детей к новым технологиям, создающему собственные образовательные ресурсы.
Применение компьютерной техники позволяет сделать процесс обучения более привлекательным для дошкольника, динамичным, стимулирующим поисковую и творческую активность.
Таким образом, информационно-коммуникационная технология – это совокупность следующих составляющих: средств сбора, накопления и передачи информации; людей, обеспечивающих передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах; технологий передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада.