Любовь Михайловна Печикина
Использование картинок-обводок в непосредственной образовательной деятельности (из практики)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе использую картинки – обводки. Игры с использованием картинок – обводок помогают детям:
- Познакомиться с лексическими темами, расширить словарный запас, развить образную речь.
- Развить память, внимание, логику, мышление, фантазию и глазомер.
- Улучшать мелкую моторику, координацию движений, подготовку руки к письму, сформировать навык и умение правильно держать карандаш, а также навык резания ножницами.
- Развивать цветоощущение, чувство ритма.
- Воспитать желание завершить работу, сделать ее как можно лучше, расширить собственные возможности и поверить в свои силы.
Публикация «Использование картинок-обводок в непосредственной образовательной деятельности (из практики)» размещена в разделах
По размеру картинки – обводки могут быть разные – большие и маленькие. Вначале дети упражняются в обведении более крупных картинок, их штриховке или раскрашивании, а затем переходят к более мелким.
Какими могут быть картинки – обводки?
- Контурные (силуэтные изображения предметов).
- Художественные (раскрашенные, прорисованные).
- Естественные изображения (засушенный лист клена, засохший цветок, веточка с почками и т. п.).
Возможно и такое деление:
- целые картинки (полное изображение предмета);
- половинки картинок (обведена и вырезана только половина предмета);
- разрезные картинки (предмет составляется из отдельных частей);
- целые картинки с прорезанными деталями (прожилки листьев, глазки игрушек, носики птиц).
Знакомство с лексическими темами начинается на общем предварительном занятии или индивидуально с каждым ребенком. Коррекционную работу нужно проводить, переходя от более простых занятий к сложным.
Сначала дети обводят геометрические фигуры. Воспитатель предлагает догадаться, на что они похожи, дорисовать недостающие детали (круг – солнышко, половина круга – зонтик, носики, ротики).
Затем детям предлагаются картинки – обводки симметричных предметов: гриба, бабочки, пирамидки и т. п. Когда дети научатся обводить их аккуратно, не сдвигая шаблон, задания усложняются. Детям предлагаются половинки картинок – обводок этих же предметов. Дети обводят их, стараются дорисовать недостающую половинку, красиво раскрасить или заштриховать получившееся изображение.
Более сложными являются задания по работе с картинками – обводками, изображающими человека, животных и птиц. В этих рисунках много мелких деталей. Ребенку необходимо неподвижно удерживать картинку все то время, пока он ее обводит. Начинать работу лучше с крупных деталей (голова, туловище, а заканчивать обводкой мелких деталей (руки, ноги и т. д.).
Начинать работу нужно с пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук. Все время, пока ребенок занимается коррекционной работой, воспитатель следит за осанкой, за тем, как он держит карандаш. Если дети работают с ножницами, воспитателю необходимо напомнить правила пользования ими. Воспитатель напоминает детям и правила выполнения штриховки (штриховать нужно в одном направлении – или сверху вниз, или слева направо, сначала возле контура, затем в середине, не оставляя просветов). В начале работы воспитатель оказывает необходимую помощь ребенку: если у тебя не получается – я тебе помогу, попробуем выполнить задание вместе, потом ты сделаешь его сам. На первых порах можно закрепить картинку – обводку на основе, или же воспитатель придерживает ее так, чтобы картинка не сдвигалась.
Работать с картинками – обводками можно в течение всего дня. Утром дети выполняют задание с помощью воспитателя, а вечером – самостоятельно. Воспитателю нужно создать такие условия, чтобы у каждого ребенка было хорошее настроение и желание заниматься.
Красочные картинки и аппликации, выполненные детьми на основе картинок – обводок, можно использовать на занятиях при проведении различных словесных и подвижных игр, можно составлять из них панно и украшать ими помещения детского сада, можно дарить друг другу на праздник, оформлять как праздничную открытку.