Виктория Шмелькова
Использование ИКТ для автоматизации звуков у дошкольников с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество невозможно представить без компьютера, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают всё большее место в повседневной жизни детей. Вопросы применения ИКТ в дошкольном образовании и роль ИКТ в обеспечении качества обучения в раннем возрасте интенсивно обсуждается во всем мире. По словам Венгера JI. А. : «Обучающие компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов».
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Темочки
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютерные технологии просто незаменимы, так как позволяют передавать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Кроме того, информационные технологии позволяют расширить систему анализаторов при изучении и закреплении материала, что, в свою очередь повышает уровень усвоения материала. По мнению Яна Амоса Коменского: «Педагоги должны предоставлять все собс-твенным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т. д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций.» Все это можно реализовать, применяя информационные технологии на занятиях с использованием красочных картинок, анимации, видеозаписи, звуковых эффектов, музыкального сопровождения и т. п.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Исследования, посвящённые проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; И. И. Мамайчук, 1990, и др.) показывают, что преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику.
Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным и эффек-тивным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
В логопедической практике активно используются различные и ком-пьютерные игры и мультимедийные презентации. ИКТ активно используются на различных организационных формах коррекционной логопедической работы в детском саду:
на занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных,
на занятиях-путешествиях, дидактических логопедических играх,
в проведении проектной деятельности,
на логопедических праздниках и досугах и т. д.
Необходимо отметить преимущества ИКТ в логопедической работе практикующего логопеда в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста :
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает макси-мальную наглядность, что очень важно, т. к. в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление,
- в мультимедийной презентации органично вписываются игры, а ве-дущая деятельность в дошкольном возрасте, как известно игровая,
- мультимедийные презентации стимулируют познавательный интерес ребенка,
- мультимедийные презентации пластичны, т. к. дети имеют возмож-ность не только увидеть картинку, но и услышать звуковое сопровождение, движение различных объектов и т. д.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Руководствуясь принципом научной обоснованности и практиче-ской применимости, преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Реализуя принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, я отбираю наглядный материал, методы организации образовательной деятельности в соответствии с уровнем подготовки детей, их возрастными особенностями и с учётом специфики детей с нарушениями речи.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
Работу по коррекции речевой патологии провожу с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
Принцип здоровьесбережения
При использовании компьютерных программ на своих занятиях я со-блюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. С осторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
В работе с детьми соблюдаю санитарно-гигиенические, технические, эргономические и эстетические требования.
Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.
• Занятия с использованием компьютера провожу с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. В ходе занятий провожу гимнастику для глаз.
• На подгрупповых и фронтальных занятиях использую специальное оборудование: мультимедийный проектор и экран.
• Обеспечиваю рациональную организацию рабочего места: соответ-ствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.
• Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий находится на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.
• Фон презентаций выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иногда меняю его несколько раз в течение презентации. Это позволяет удерживать непроизвольное внимание детей.
• Иллюстрации применяю крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями, спецэффектами;
• Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать вни-мание, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой.
Мною создан банк мультимедийных презентаций по формированию звукопроизношения.
Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. И у ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам, что способствует развитию моторики и автоматизации произношения поставленных звуков.
Для этого создала презентации, содержащие привычные этапы отра-ботки произношения. Использовала звуки живой и неживой природы, бытовые звуки.
Как только ребенок научился правильно произносить звук, предлагаю ему «погудеть, как пароход». Одновременно с проговариванием ребёнка, по морю «плывёт пароход». Отработанный изолированный звук вводила в слоги. Здесь опять на помощь приходит пароходик - нужно «подружить» звук [л] с гласными звуками. Дети с удовольствием снова и снова проговаривали прямые и обратные слоги. После отработки произношения звука в слогах предлагала ребёнку произносить слова, постепенно появляющиеся на экране монитора. Материал легко заменяла на другой согласно этапам автоматизации звуков.
Применение ИКТ помогло мне создать на занятии атмосферу психологического комфорта, а также способствовало ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
В процессе занятий с применением компьютера дети научились пре-одолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную проблемную ситуацию, ребенок научился достигать положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогло мне сформировать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщить их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии стало более раскрепощённым, повысилась его самооценка.
Таким образом, мультимедиа технологии могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей. При условии систематического использования мультимедиа-средств в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения они могут быть важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.
Использование ИКТ позволяет осуществлять образовательную дея-тельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка, привлекает большое количество дидактического материала и, в целом, способствует повышению качества образования.