Светлана Сивагина
Мастер-класс «Рисунки для развития мелкой моторики рук дошкольников и автоматизации поставленных звуков».
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель, данного мастер-класса, это донести до родителей, что можно использовать множество предметов, чтобы разнообразить этап автоматизации, и чтобы он не был для ребенка скучным занятием.
Если ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения, в которых автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь – рисунок, аппликация). Можно рисовать палочки, кружочки, цветочки при одновременном произнесении речевого материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Транспорт, авто. ИЗО, поделки, конструирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2018
Для дальнейшей работы нам понадобится только лист и карандаш. И это будет работа с одним рисунком, которая предполагает несколько занятий.
Например, ребенок рисует контур своей руки (можно включить дополнительное задание с проговариванием звука и одновременным выкладыванием контура рисунка шнурком, крупой и прочим)
Далее определяем первый звук и пишем букву, если ребенок не умеет писать, то срисовывает с образца, но, как правило, детям образец не требуется.
Затем изучаем элементы, из которых состоит буква. И к нарисованным заранее палочкам ребенок, дописывает недостающий элемент, опять же произнося необходимый звук Р. Если ребенок умеет писать, то он сам пишет буквы целиком.
Кончики пальцев ребенок штрихует, все так же отрабатывая произнесение звука Р. Следующий этап работы с рисунком – произнесение слогов.
Для этого каждый палец обозначается гласной буквой. Ребенок, рисуя линии к ним, произносит слоги.
Можно усложнить задание, назвать палец, например мизинец, а ребенок называет нужный слог РА. А можно наложить руку на рисунок, и тогда ребенок приподнимает палец в момент произнесения соответствующего слога.
Если нужна еще автоматизация звука в слогах, то можно добавить элементы, в виде колец (линия или другой элемент – это слог, на каждом пальце – он свой). Если же необходимости в этом нет, то уже в дальнейшем можно это оставить для автоматизации звука в словах (линия – это слово РУКА, РУКА, РУКА).
Но прежде чем переходить к словам, определяем, на какой слог начинается слово.
Затем можно нарисовать широкий браслет и написать в нем буквы.
Из этих букв нужно составить слово РУКА. Даже если ребенок не читает, то с помощью такой работы мы привлекаем интерес ребенка к чтению и делаем звукобуквенный анализ слова. Предлагаем соединить линиями все буквы по порядку, затем написать слово внизу листа, проговаривая каждый звук. В последующем можно написать звуковую схему.
Затем можно предложить ребенку дорисовать, линии вокруг руки. При их прорисовывании ребенок проговаривает также слова, словосочетания, предложения. Например, при проговаривании скороговорки, ребенок рисует столько линий, сколько слов в ней.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Такая работа помогает еще четко усвоить понятие «слово», определять границы слов в предложениях. Затем можно уже по нарисованным палочкам рассказывать чистоговорку, стихотворение, где каждая палочка обозначает одно слово.
Рисунки, с помощью которых можно закреплять другие звуки, могут быть разными. И в рамках данного мастер-класса, для того чтобы включить родителей в работу, можно предложить им разделиться на группы, и придумать свой алгоритм работы с рисунком.
Например, звук Ш – предыстория такова: кошка сердится и шипит, ребенок обводит пальчиком или карандашом силуэт кошки, который он нарисовал ранее и произносит звук Ш. Можно нарисовать торчащие шерстинки. Затем ребенок дорисовывает недостающие элементы буквы Ш (все так же произнося звук). У нас как бы получается шкаф, поэтому рисуем полки, на каждой полке пишем гласные буквы, и чтобы задобрить кошку, рисуем на них сосиски, произнося необходимый слог. Затем называем слова, словосочетания и предложения, рисуя бантики. И можно включить звукобуквенный анализ слова.
Закрепляя звук Л, рисуем ласточек, ласточки поют песенки, мелодия песен состоит из нот, а нота это определенный речевой материал.
Автоматизируем звук С, с помощью изображения сумки. В сумке рассыпались бусы, поэтому нужно нарисовать бусины на пустых нитках, и дальнейшая работа проходит по такому же алгоритму, как и в работе с предыдущими рисунками.
Работа с такими рисунками больше всего помогает на этапе автоматизации звуков изолированно и в слогах, т. к. игр для данного этапа не так уж много. И для того чтобы ребенок не заскучал во время работы по закреплению звука, можно воспользоваться данным приемом, а если еще и привлечь ребенка к сочинению предыстории рисунка, то будет еще интереснее.
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука!