Морозова Елена
Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушения речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении ребенка.
Публикация «Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико – грамматического строя, связной речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются в дошкольный логопедический пункт. Единовременно занимающихся с логопедом, а это 24 – 25 детей, которые зачислены на логопукт.
Но среди дошкольников сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Помимо этой патологии встречаются нарушения опорно – двигательного аппарата, в особенности мелкой моторики, задержка психического развития.
В условиях логопунка в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков : свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно – зубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. Известно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значения для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Особое и важное значение для детей является чистое произношение звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияет на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток. Тогда они становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большой степени программа становится вариативной, тем больший удельный вес приобретает жизненная компетенция, то есть формирование жизненного необходимых навыков. Для детей с речевой патологией – это программа Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше.
В литературе имеется немало исследований, посвященных нарушениям речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления нарушений речи у детей старшего возраста. Данная проблема рассматривается в работах О. В. Правдиной, М. Ф. Фомичевой и многих других.
В связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи и «нарушениями процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» (Г. А. Каше, Р. Е. Левина).
Анализ литературы позволяет отметить, что ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения (О. В. Правдина).
Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта (О. В. Правдина).
Логопеды в конкретных случаях выстраивают свою работу в отношении стратегии коррекционно – логопедической работы с тем контингентом детей, которые пришли к ним в образовательное учреждение.
О значении в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если сопровождать игрой.
Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длинный и однообразный связанный с игрой.
Цель: добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей – дошкольников.
Задачи:
- развитие фонематического слуха;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мыслительных операций;
- развитие высших психических функций;
- развитие воображения, фантазии;
- обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса;
- развитие связной речи;
- развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- развитие координации речи и движений;
- развитие тонкой моторики рук.
При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной форме, с азартом. Ребята с удовольствием играют и не замечают, как быстро проходит отведенное для игр время.
Автоматизация звука изолированно
1. «Согревания рук». Дети дышат на руки и произносят звук (Ш).
2. «Дорожки». Всевозможные рисунки. Детям дается инструкция: «У змейки болят зубки, и она не может шипеть. Помоги змейке доползти до домика, произнося звук «Ш». Посади жука на цветок, длительно произнося звук «Ж».
3.«Гармошка» - растягиваем гармошку, произносим звук (Ш - Ж, сжимаем гармошку, произносим звук (Ж).
4. «Накачиваем шины». Глубокий вдох и на выдохе произносим звук (Ш – Ж).
Автоматизация звука в слогах
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие игры и игровые приёмы :
1. «Сочиняем песню»
Логопед напевает слоги с автоматизированным звуком, дети повторяют. Начинать можно с повторения одного – двух слогов, постепенно увеличивая их количество. Слоги в этой игре можно проговаривать тихо и громко, изменяя интонацию и ударения.
2. «Волшебная палочка»
Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку. Ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой», повторяет слоги.
3. «Собери цветок»
Ребенок «собирает» цветок, соблюдая правила: «Каждый лепесток приклеится после того, как ты за мной повторишь слог».
4. «Программист»
Ребенок имитирует работу за клавиатурой компьютера. Он ударяет по очереди каждый пальчиком по столу и проговаривает заданный слог нужное количество раз. (Можно откладывать счетные палочки, перебирать бусины и т. д.)
Автоматизация звука в словах
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал.
1. «Фотограф»
Дети отбирают картинки в названиях, которых есть закрепленный звук, раскладывают на столе.
2. Что лишнее?
Перед тобой домики друзей Шипелочки и Жужжалочки. Найди в каждом домике лишнюю картинку, обведи ее, а остальные назови одним словом.
3. «Собери бусы»
Нанизываем на шнурок бусы, ребенок повторяет за логопедом слова, в которых есть закрепленный звук. Если дошкольнику дается инструкция придумать слово с закрепленным звуком, идет одновременная работа и по развитию звукового анализа и синтеза. Так как ребенок может придумать слова, в которых искомый звук занимает определенную позицию (в начале, в середине или в конце).
4. Улица Шипелочки.
Шипелочка живет на улице, на которой могут жить только слова со звуком (Ш). Рассели эти слова в домики. Слова с (Ш) в начале слова посели в домик в начале улицы, с (Ш) в середине слова – в домик в середине улицы, с (Ш) в конце слова – в домик в конце улицы.
5. Игры «Один – много», «Большой – маленький»
Логопед выкладывает картинки, дети изменяют слово по образцу.
Например: карандаш – карандаши, соловей – соловушка.
6. Кто неправильно поселился?
Посмотри, какая буква написана на крыше каждого домика. Расскажи Шипелочке и Жужжалочке, кто живет в этих домах. Назови все картинки. Найди того, кто попал не в свой домик. Кто это, назови.
Игра «Звукоед». Это герой (нарисованный персонаж или игрушка, который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: МА…ИНА (МАШИНА, Ж…РАФ (ЖИРАФ). и т. д.
Автоматизация звука в предложениях
1. Путаница. Шипелочка и Жужжалочка стали придумывать рассказ и перепутали в ней все слова. Исправь, пожалуйста, их ошибки. В этом тебе помогут картинки. Например: У мышки в лапах кошка (У кошки в лапах мышка) и т. д.
2. «Живые предложения». Дети становятся «словами» и взявшись за руки, образуют «предложение». Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.
3. Закончить предложения.
- самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом;
- собрать разрезную картинку и придумать предложение;
- выбрать из нескольких картинок одну – с автоматизируемым звуком и составить предложение.
Автоматизация звука в связной речи.
На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин.
1. «Кошки – мышки» (цепной текст).
Послушай рассказ Шипелочки о кошке Машке. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.
2. «Каша» (цепной текст).
Послушай рассказ Шипелочки о вкусной каше. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.
3. «Ожерелье» (цепной текст).
У Жужжалочки есть взрослая подружка Маша. Она выходит замуж. Давай узнаем, что подарил Маше жених, и расскажем об этом Шипелочке.
Критерии:
1. как ребенок произносить звук в изолированном виде.
2. как проявляется в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи.
Показатели проявлений Развитие проявлений у детей старшей дошкольной группы (25 детей)
На начало учебного года % На конец учебного года %
В изолированном виде 40 60
В слогах 40 60
В словах 35 57
В предложениях 29 49
В связной речи 25 45
Заключение хочется сказать, что использование игровых приёмов при автоматизации звуков у дошкольников в условиях логопедического пункта дает положительный эффект:
1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.
2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению звуков.
3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.
4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.
5. Увеличилась работоспособность детей.
Таким образом, в процессе проведенной работы были решены все поставленные задачи, разработаны авторские пособия и материалы по автоматизации звуков в речи у дошкольников.