Наталья Дмитриева
Использование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсаду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий для социально- коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детскому садику.
Публикация «Использование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсаду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основным направлением социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста. Применимо к детям раннего возраста – это прежде всего успешная адаптация к условиям детского сада.
Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю – одна из задач в период адаптации. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры-упражнения должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, не должны быть слишком длительными (лучше несколько раз в день понемногу, всем детям предлагаются одинаковые предметы, желательно использовать копии реальных предметов, а не их заместители. Инициатором всегда выступает взрослый. Игры и упражнения выбираются с учетом возможностей детей, места.
Игра занимает большое место в жизни ребенка раннего возраста: все время, не занятое сном. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.
Самостоятельная деятельность детей в период адаптации включает разные виды игр (сюжетно-отобразительные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы).Наряду с играми-экспериментами, играми-поручениями, для смены деятельности детей используют подвижные, музыкальные игры.
Подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики»и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием отвлекает от переживаний.
Можно использовать подбор игр таких авторов, как Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Среди современных игровых технологий для всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста популярностью у педагогов и родителей пользуется авторская методика Е. Железновой «Музыка с мамой». Эта методика началась складываться в 90-е годы- основной задачей было выявление и развитие музыкальных способностей у детей. Со временем стало ясно, что самым ценным является общее развитие малышей, получение положительных эмоций в процессе обучения. В методических разработках Е. Железновой музыка сочетается с движением в подвижных играх с песенками, пальчиковых играх и танцах для малышей.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием
Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по несколько раз в день, но понемногу)
Должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители
Всем детям предлагаются одинаковые предметы
Инициатором игры выступает взрослый
В методику Е. Железновой входят
программы:
«Веселая гимнастика для малышей» (подвижные и пальчиковые игры). Подвижные песенки игры дают малышам возможность, выполняя действие, лучше осознать различные ситуации, развивают мелкую моторику и речь, пальчиковая гимнастика развивает внимательность.
«Веселые уроки» (подвижные игры). Развивают музыкальный слух, память, координацию движения формируют социальные навыки.
«Аэробика для малышей»:подвижные игры песенкиучат детей взаимодействовать с другими и добиваться успеха.
«Веселая логоритмика»: упражнения на развитие крупной моторики.
Эти игровые технологии, актуальны, эффективны для организации деятельности малышами в период адаптации
Игры Е. Железновой развивают способности детей раннего возраста:
формируются навыки вербального и невербального общения;
ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, развиваться эмоционально, формируется готовность и умения действовать в коллектив;
развиваются навыки мелкой и крупной моторики;
развивается память, чувство ритма, слух способствуют развитию координации движений
Особенностью этих игр является, то, что они учат детей фокусировать внимание, активно участвовать, слушать и наблюдать. Подвижные игры построены таким образом, что их можно проводитьв группе и с одним ребенком.
Важно, что все дети могут быть вовлечены в такую деятельность, и каждый ребенок может побывать в центре внимания, т. е., воспитатель поддерживает привлекательный социометрический статус каждого ребенка (все дети в категории предпочитаемых, отсутствуют изгои, не изолирует ребенка от сверстников, демонстрирует внимание к малышу.
Предлагаются различные способы помощи ребенку (показ действий, прием «рука в руке», совместное действие). Мы поддерживаем инициативу, откликаемся на просьбу ребенка, поощряем и оцениваем совместную деятельность детей.
Игровые технологии используем достаточно часто. Наши дети знают много игр, с удовольствием играют, двигаются под музыку, расставание с родителями проходит легче. В результате у ребенка складываются положительные взаимоотношения и эмоциональные связи с воспитателями, возникает доброжелательное отношения детей друг к другу и желание взаимодействовать в разных видах деятельности со взрослыми и сверстниками, что способствует решению задач социально-коммуникативного развития.