Получи документы

Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов

Аня Старцева
Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование современных «Кейс — технологий» для коммуникативного развития студентов при изучении междисциплинарного курса теоретические и методические основы воспитания детей раннего возраста.

В. А. Сухомлинский писал: «Каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово – наш важнейший инструмент».

Публикация «Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов» размещена в разделах

Коммуникативная компетенция– это способность, знание и умение услышать другого человека, выразить свои мысли и чувства, регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другими людьми. (В. П. Зинченко).

В образовательных стандартах качество подготовленности выпускника колледжа определяется через компетентности. Коммуникативная компетентность является основным фактором эффективного педагогического общения, относится к ключевым, и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. Однако несмотря на то, что в программе подготовки воспитателя в психолого-педагогическом блоке рассматриваются различные теоретические аспекты общения, многие выпускники недостаточно подготовлены к эффективному педагогическому общению. Практика показывает, что студенты легко выделяют педагогические задачи и с трудом - коммуникативные. Вместе с тем успешность решения педагогических задач определяется их коммуникативным решением. В ходе обучения будущие педагоги приобретают теоретические знания о педагогическом общении. Однако традиционная методика проведения занятий не позволяет формировать коммуникативные умения и личностные качества, необходимые для эффективного педагогического общения. В современной подготовке педагога не уделяется достаточного внимания практической коммуникативной подготовке. Таким образом, в современном профессиональном обучении студентов педколледжа имеет место противоречие между коммуникативной природой профессии и преобладанием научно-предметного подхода к подготовке будущих воспитателей. В глоссарии ФГОС дается различие понятий «компетенция» и «компетентность». Так, под компетенцией понимается «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы», а под компетентностью — «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности».

Понятие коммуникативной компетентности звучит так: «Умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи : определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)» .

Как отмечают О. Л. Дзюбенко, А. О. Коженков, Д. В. Пышнограев, содержание профессиональной компетентности будущего специалиста применительно к процессу ее формирования в условиях вуза «определяется целями, задачами, характером деятельности …. и включает в себя профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению, иными словами —систему профессионально значимых качеств, профессиональных позиций.

Из этого следует, что коммуникативная компетентность занимает важнейшее место в развитии и образовании студента как в образовании личности так и в профессиональной самореализации. В настоящее время развитию коммуникативных способностей студента должно уделяться огромное время и значение данного развития в целом. Зачастую современная молодежь, не может правильно сформировать диалог, участвовать грамотно в диалоге, у студентов не развита монологическая речь и в целом очень маленький словарный запас. В связи с этим, мы видим безграмотность и убожество интеллектуального развития молодежи в целом. В последнее время все чаще для получения студентами навыков практического проведения занятий применяются кейс-метод. Он очень удобен для того, чтобы научить студентов анализировать, логически мыслить и прежде всего «коммуникативно» развиваться. Учиться уметь говорить и говорить правильно и грамотно.

Кейс-метод интересен тем, что можно демонстрировать теоретический материал, с точки зрения реальных событий. Это позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы, а главный важнейший момент кейс-метода в том, что дает возможность развивать у студентов коммуникативные способности Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Также данный метод способствует развитию различных практических навыков. Во-первых, это творческое решение проблемы, во-вторых, формирование умения анализа ситуации и принятия какого-либо решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод также развивает : аналитические навыки - умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать. Практические навыки - пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем. И самое главное коммуникативные навыки, а это значит умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Суть метода заключается в том, что слушателям предлагается готовая ситуация, которая в той или иной степени ими- тирует реальную, жизненную. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». В качестве учебной задачи участникам предлагают ее проанализировать и предложить свое решение. При работе с кейсом используется следующая технология и делиться на этапы. :

1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов:

1. Учитель – ученик «Перекрестный допрос»

Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.

2. Учитель – ученик. «Адвокат»

Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.

3. Учитель-ученик. «Гипотетический формат»

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

4. Учащийся- учащийся: конфронтация и/или кооперация

В данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

5. Учащийся- учащийся: «Играть роль»

Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

6. Учитель- класс: «Безмолвный формат»

Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).

Не стоит полагать, что «кейсы» могут заменить изучение нового материала, теорию, лекции. Их подготовка и методика отработки требуют много времени. Задания выполняются непросто, что может отпугнуть от них некоторых обучающихся.

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, помогают грамотно взаимодействовать на практике с детьми. Здесь важны не только врождённые способности к общению, но и наработанные в течение обучения навыки.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного игрового оборудования в процессе реализации современных оздоровительных технологий в ДОУ». В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной.

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи» Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА "БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ" Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Я в образовательном процессе систематически использую следующие технологии: • здоровьесберегающие технологии; • технологии проектной деятельности.

Использование в работе с педагогами современных здоровьесберегающих технологий Использование в работе с педагогами современных здоровьесберегающих технологий От состояния педагога зависит самочувствие подрастающего.

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов ДОУ в.

Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании Содержание: Глава 1. Введение. 1.1. Актуальность. 1.2. Задачи использования образовательных технологий. Глава 2. Основная часть. 2.1. Что.

Педсовет « Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников» Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 10:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов» (включая файлы) размещена пользователем Аня Старцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД