Приложение МААМ

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Анастасия Гладкова
Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР «Умка»

Гладкова Анастасия

Использование элементов Арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Публикация «Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» размещена в разделах

Таким образом, перед педагогами адаптационных групп стоит важная задача - помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

Для нас оказался эффективным методом в период адаптации детей к новым условиям - метод арт-терапии.

Арт-терапия – основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы средствами художественной деятельности.

Использование элементов арт-терапии позволяет нам :

- Создать положительный эмоциональный настрой;

- Снять эмоциональное напряжение;

(это особенно важно нам на начальном этапе адаптации)

- Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

- Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни детского сада;

- Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

В работе с детьми, мы стремимся достичь взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Дети учатся само выражаться, управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Помимо всего использование метода арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

Арт-терапия оказалась продуктивным и незаменимым способом в работе с детьми и одним из наиболее мягких и эффективных методов, используемых педагогами.

Арт– терапия подразделяется на следующие методы: изотерапию, сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную терапию, фототерапию.

Особое внимание уделим двум элементам арт - терапии (изотерапии и песочной терапия)

Предложим вашему вниманию практические рекомендации по использованию изо-терапии в работе с детьми раннего возраста.

Изотерапия как метод арт-терапии

Изотерапия - терапия, в первую очередь, рисование. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Мы используем краски, карандаши, восковые мелки, бумагу различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости. Занятия не ограничиваются обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Используем и нетрадиционные способы.

Способов создания изображений много:

Рисование сыпучими продуктами. Для этого используем покрашенные пищевыми красителями или гуашью крупы (манка, рис, пшено горох, макароны). При нанесении изображения пальцами и ладонями, губками и перышками, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята чувствуют свой успех.

Используем следующую технику «марания». В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Размазываем, разбрызгиваем краски, и наносим множества слоев и смешиваем цвета. Для этого используем гуашевые или акварельные краски. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими получаются гуашевые или акварельные изображения.

Техника «Рисунок по кругу» Данную технику используем при групповой работе – это способствует сплочению группы.

Техника «Парное рисование» Совместное рисование учит детей сотрудничеству

Техника «Пластилиновая композиция» Пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается.

Техника «Рисование пальцами» Данная техника способствует развитию мелкой моторики рук, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем. Не все дети желают рисовать пальцами, некоторые попробовав это способ, возвращаются обратно к кисти или губке, как более привычным средствам изображения.

Песочная терапия

Все игры с песком разделяются по двум направлениям:

- Обучающие (они облегчают процесс адаптации ребенка).

- Познавательное (с их помощью познается многогранность нашего мира).

Чем же так полезны занятия рисования песком?

- у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной.

- играя с песком, ребенок расслабляется.

- ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать.

- рисование песком способствует развитию мелкой моторики.

По мнению специалистов, данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Потому что действия с песком больше напрягают и

мозг, и мышцы

Для игр с песком мы используем специальную емкость для песка и воды с крышечкой; имеется деревянный ящик специальных размеров (для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см.) Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Песок используется чистый (прокаленный в духовке, просеянный (песок можно заменить манкой).

Используем следующие игры-упражнения с песком:

Отпечатки наших рук.

Поверхность песка ровная. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.

Отпечатки кулачков (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея); то же, поставив ладонь ребром;

«Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя одновременно);

«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» - движется кисть);

Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы).

«Песочный дождик» Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка…

«Песочные прятки» и т. д.

Для игр в песочнице мы предлагаем ребенку использовать различные миниатюрные игрушки, не более 8 см.

Перед началом игры с песком детей можно познакомим с «Хранительницей песка» (это может быть любая игрушка, она рассказывает основные правила, которые необходимо соблюдать во время игры.

Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Заключение

В завершение своего выступления хочу сказать, что:

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Применение арт-терапии в период адаптации делают её течение более мягкой.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения педагогов в создании естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Публикации по теме:

Условия успешной адаптации детей в ДОУ При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную.

Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Использование песочной терапии с детьми раннего дошкольного возрастаИспользование песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста Мы все знаем, что использование песочной терапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, особенно в период адаптации. На.

Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Мини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому садуМини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Все мы прекрасно знаем, что в период адаптации ребенка к детскому саду порой тяжело "оторвать" его от родителей. Сделать так, чтобы ребенок.

Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста»Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Патриотическое воспитание — как одно из условий успешной адаптации детей к обучению в школе 1 сл. Я представляю свой опыт работы по теме «Патриотическое воспитание - как одно из условий успешной адаптации детей к обучению в школе».

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 14:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гладкова (УИ 686961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД