Татьяна Шибанова
Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, сущность метода арт – терапии и возможности его использования в процессе адаптации к условиям ДОУ.
Ключевые слова: адаптация, ранний возраста, арт – терапия, дошкольное образовательное учреждение.
Публикация «Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
В настоящее время проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения привлекает к себе внимание многих исследователей. С одной стороны, сложившиеся экономические отношения вынуждают большую часть родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, а, с другой стороны, личностно – ориентированный подход к детям, набирающий популярность, не допускает безразличного отношения к проблемам ребенка, который с трудом принимает жизнь в новых условиях детского сада. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоциональных состояний. Расставание с личностно значимыми взрослыми и изменение привычного уклада жизни способствует возникновению отрицательных эмоций и страха. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, следовательно, продолжительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невротических реакций, а также замедлению темпов психофизического развития. Уровень подготовки ребенка к переходу из семьи в дошкольное учреждение определяет успешность протекания адаптационного процесса [6]. Таким образом, первостепенной задачей педагогов адаптационных групп является оказание помощи детям в преодолении стресса при поступлении в дошкольное образовательное учреждение и успешно к нему адаптироваться.
Изучением трудностей адаптационного процесса занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи Ганс Селье, Н. М. Аксарина, В. М. Мухина, но именно С. А. Теплюк в ходе проведенного анализа деятельности дошкольных образовательных учреждений в адаптационный период установила, что проблема адаптации является трудно решаемой [1]. Несмотря на то, что целью любого образовательного учреждения является успешная адаптация личности ребенка к социуму, в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это все – равно будет сильнейшее стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
Решению данной проблемы способствует использование метода позитивного психологического воздействия, направленного на поддержание и укрепление душевного равновесия ребенка. Наиболее оптимальным методом, обеспечивающим успешное и безболезненное протекание адаптационного процесса в раннем возрасте, можно считать арт – терапию. Арт – терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, которая основана на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Достоинствами арт – терапии как метода адаптации к условиям ДОУ являются: создание позитивной эмоциональной атмосферы, снятие эмоционального напряжения, снижение утомления, отрицательных эмоциональных состояний и их проявлении, повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни в детском саду [3]. Арт – терапию применительно к образованию необходимо рассматривать с позиции интеграции нескольких областей научного знания, как совокупность методик, которые построены на основе использования различных видов искусства в своеобразной символической форме и способствующих эффективному личностному развитию личности ребенка через стимулирование его художественно – творческих проявлений. Соприкосновение с искусством в его различных проявлениях позитивно сказывается на снижении психического напряжения, стресса, учит ребенка быть сосредоточенным, внимательным, жить в гармонии с самим собой, следовательно, процесс адаптации к новым условиям детского сада будет проходить менее болезненно и успешнее.
В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с элементами арт – терапии. Повышение эффективности воздействия данных упражнений, этюдов и игр на детей становится возможным в случае сопровождения их музыкой и рисованием. В качестве основы создания продуктов деятельности в процессе арт – терапии находится система побуждений, в которой особое место отводится выражению субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме, стремлению понять и разобраться в том, что происходит во внутреннем мире, удовлетворению потребности в общении с окружающими людьми через продукт своей деятельности, познанию окружающей действительности посредством символизации ее в особой форме, конструированию мира (в виде рисунков, поделок, историй, сказок). Различные виды арт – терапии создают позитивные предпосылки для самовыражения, самопознания и предоставляют личности возможность подняться на более высокую ступень своего развития [2].
Рассмотрим подробнее некоторые виды арт – терапии и их формы, которые можно использовать при работе с детьми раннего возраста в адаптационный период к условиям ДОУ:
1. Песочная терапия является невербальной формой психокоррекции, в которой основной акцент делается на творческое самовыражение клиента, способствующее отреагированию внутреннего напряжения на бессознательно символическом уровне. Метод основывается на сочетании невербальной (сам процесс сооружения композиции) и вербальной (рассказ клиента о содержании композиции, сочинение, сказка, которая раскрывает смысл композиции) экспрессии клиентов. Формами песочной терапии могут быть конструирование из песка, рисование песком, оставление узоров на песке, создание песочных композиций и секретов.
2. Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия предоставляет возможность клиенту понять самого себя, в свободной форме выразить мысли и чувства, освободиться от отрицательных переживаний прошлого. Формами изотерапии являются рисование пальчиками, рисование ладошками, поролоном, восковыми мелками, ватными палочками, осенними листьями.
3. Сказкотерапия – представляет собой метод лечения сказками, в процессе которого клиент и психотерапевт совместно открывают знания, живущие в душе и на данный момент, являются психотерапевтическими. Сказкотерапии характерно два подхода: директивный и недирективный. При директивной терапии, терапевт задет темы, наблюдает за процессом, поведением ребенка и интерпретируют его. При недирективной терапии, основной целью является создание атмосферы эмоционального принятия ребенка и условий, способствующих спонтанному проявлению его чувств. Среди форм сказкотерапии выделяют: инсценирование сказок, чтение или обсуждение сказок, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев.
4. Игровая терапия представляет собой метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств детей, в основе которого лежит такой способ взаимодействия с окружающим миром как игра. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, которая предусматривает пластичность в решении вопроса относительно использования того или иного предмета. Для ребенка игра является средством выражения чувств и средством самореализации. Среди видов игротерапии можно выделить игры на знакомство, общение, игры с предметами, игры с песком, водой, конструктором [4].
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Список литературы:
1. Кирилюк А. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 104-110.
2. Мельникова Н. А. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. – 2012. - № 5. – С. 77-81.
3. Сирякова С. В. Арт – терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ [// Вопросы психологии. – 2010. - № 12. – С. 12-19.
4. Сучкова Н. О. Арт – терапия в работе с детьми раннего возраста. – М. : Наука, 2012. – 99 с.
5. Трефилова Ю. С. Арт – терапия: ее суть и применение на практике [Текст] / Ю. С. 120-125.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Педагогика, 2010. – 324 с.