Приложение МААМ

Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Наталья Пылаева
Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной настойчивостью. Игра, является одним из видов деятельности человека. Как сложное и интересное явление, она привлекает людей разных профессий. Она используется, как способ самовыражения и совершенствования своей деятельности

Публикация «Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Ее принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни и выступает, как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудовой и учебной деятельностью. В игру вовлекается все стороны личности ребенка: он двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает, как важное средство воспитания.

Игра предпринимается ребенком ради чувства удовлетворения, которое она доставляет. В игре ребенок не зависит от практической необходимости: он исходит их своих непосредственных потребностей и интересов. Основным мотивом игры ребенка является «переживание значительных для него сторон действительности»

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом, в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнетивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гносиса, познавательной активности, мотивационной сферы).

Так как, познавательные процессы, существуют и развиваются в тесной взаимосвязи между собой, и представляют сложные системные образования, то каждое игровое действие, направленное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, игры направленные на развитие мелкой моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память. Рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление, таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина.

Интересное занятие – рисование пальчиками, дети с огромным желанием рисуют «Кисти рябины», «Виноград», «Смородину» и т. д. Орудуя карандашом и бумагой, развиваются двигательные навыки руки. Рисование на песке, на снегу, используя палочки, также развивает мелкую моторику.

Занятия по лепке с использованием природных материалов – составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это интересный и кропотливый труд, который развивает внимание, совершенствует сенсорику - согласованность в работе глаза и руки, координации рук и их точность.

Бумага – доступный и универсальный материал, широко применяется не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Аппликация методом обрывания, тоже способствует развитию мелкой моторики.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая. В настоящее время оно приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Притягательная сила искусства заключается в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц.

При работе с ножницами, клеем, дети учатся правильно пользоваться материалом, инструментами, приобретают немного практических навыков и умений, развивают мелкую моторику и координацию движений рук.

Плетение – одно из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Процесс плетения очень увлекательный, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движений рук. Помимо этого, плетение оказывает положительное влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремление преодолеть трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т. е., всех тех качеств, которые необходимы ребенку для обучения в школе. Для плетения могут использоваться разнообразные материалы – береста и нитки, прутья ивы или солома, бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента. Развитию мелкой моторики способствует различные виды труда, шитье, вышивание.

Для развития двигательной деятельности рук, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсцинирования. Спектакли, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы ребенка и взрослых.

Можно изготовить пальчиковый театр, персонажи которого показывают необходимые игры проведенные в форме диалога или сказки. Соответствующими движениями кисти или пальцев руки дети имитируют движения: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

В театре теней, особенно часто просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Детей следует научить изображению птиц, животных и др. персонажей, путем складывания определенным образом пальцев и кистей рук. С помощью пальчикового театра или театра теней (где задействованы пальцы и руки, больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кистей и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

На развитие мелкой моторики, также влияет и конструктивная игра. Она приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, формирует у детей умение сравнивать, развивает умственную деятельность детей; т. к., действуя с мелкими предметами, ребенок приучает свои пальцы быть «послушными».

Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию. В качестве дидактического материала используются игрушки, предметы обихода, овощи, фрукты, шишки, листья, семена. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширить и уточнить знания детей; развивать мыслительные операции; совершенствовать речь; развивать мелкую моторику.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними, организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются многочисленные варианты игр; с прокатыванием шаров по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами. Особенно велика роль таких игр, которые находятся на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль над этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры также разнообразны: по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить, и расширить представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

В играх типа «лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Дети, «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фигурки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится нескольких частей.

Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенность, внимания, развивают мелкую моторику. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разного содержания разделены на множество частей.

Словесные игры, направленные на развитие речи, слухового внимания, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывают быструю реакцию.

Подвижные и словесные игры на прямую не развивают мелкую моторику. Хотя влияют на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, что опосредованно положительно влияет на развитие мелкой моторики. Но для развития мелкой моторики в своей работе используются разнообразные игры,– это игры с различными материалами, которые относятся к творческим играм, так как дети придумывают сами то, что они будут делать, в этих играх они отражают свои впечатления. Эти игры развивают внимание, совершенствуют сенсорику, координацию движений, их точность.

Но для того, чтобы достичь наилучшего эффекта, нужно использовать игры специально направленные на развитие мелкой моторики – это выполнение фигурок из пальцев, пальчиковые игры с сопровождением речи, которые являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Пальчиковые игры с сопровождением речи рассматриваются как главный момент в развитии мелкой моторики. Работа по развитию мелкой моторики проводится, как на специальном занятии, так и в повседневной жизни детей. На начальном этапе обучения проводится общее развитие руки ребенка. Формируется хватание, согласованность действий обеих рук, выделение каждого пальца, становление ведущей руки. В ходе проведения коррекционной работы у детей отрабатывается навык удержания позы пальцев: переключение с одной позы на другую, одновременное выполнение действий пальцами и кистями обеих рук. Эти и другие движения выполняются сначала по подражанию действий взрослого, а затем в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы представления. Развитие всех видов ручной моторики служит основой для становления детской деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности ребенка.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут, наибольший эффект от игр. Знакомясь с работами разных авторов по развитию мелкой моторики, можно отметить, что один из них отдает предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, другие – теневому театру, третьи – лепке, конструированию. Но в работе с детьми, которые имеют нарушение речи нужно использовать весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, чтобы ребенок мог выбрать деятельность, которая будет отвечать его интересам.

В выполнение каждого упражнения нужно вовлекать все пальчики, выполнять их как левой и правой рукой, так и обеими вместе.

Сочетание пальчиковых игр с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие мелкой моторики в физкультминутки, на занятиях, а также 2 – 3 минуты в утреннюю гимнастику, играют положительную роль в коррекционном обучении детей имеющие нарушение речи.

Это позволяет:

Регулярно, опосредовательно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга. Что положительно влияет на исправление речи детей.

Совершенствовать внимание, память – психические процессы, тесно связанные с речью.

Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

В подготовительной группе, при изучении алфавита, можно предложить детям контур каждой буквы выложить из природного материала (семена яблок, арбуза, кедровых орехов, из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков, вылепить из пластилина. Это занятие будет проходить весело и интересно.

Благодаря разнообразным игровым формам, можно интересно организовать деятельность детей, чтобы развивать у них мелкую моторику. Изучив вопросы теоретической части, пришли к выводу: что игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Различные пальчиковые игры; игры с мелкими предметами и игрушками, природным и пластичным материалом, бумагой, все это направлено на развитие мелкой моторики детей с нормальным речевым развитием и для детей имеющие, какое, либо нарушение

Публикации по теме:

Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста Подавляющее большинство публикаций (М. М. Кольцовой, М. С. Рузиной, А. В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и совершенствованию.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации.

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики и сенсорики для детей дошкольного возраста от 2 до 4 лет Автор: Асташенкова Анастасия Викторовна, воспитатель МБДОУ «Семицветик» Возрастная группа: для детей дошкольного возраста от 2 до 4 лет.

Фотоотчет «Работа по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Работа по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» Игра «Сматываем и разматываем ленточки» Цель: научить ребенка сматывать и разматывать ленточки, развитие мелкой моторики. Играем в конструктор.

Мастер-класс с воспитателями ДОУ по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Мастер – класс с воспитателями ДОУ Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей.

Пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Веселая бабочка»Пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Веселая бабочка» Здравствуйте уважаемые коллеги! Одним из доступных и интересных средств познания современного мира для детей 2-3 лет является дидактическая.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики» "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность Актуальность работы по развитию мелкой.

Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через использование приемов лепки из соленого теста Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через использование приемов лепки из соленого теста». Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 августа 2018 в 18:01
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пылаева (УИ 550849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД