татьяна кропачева
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подавляющее большинство публикаций (М. М. Кольцовой, М. С. Рузиной, А. В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями, тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики не нашли должного изучения.
Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала является эффективным способом развития следующих функций :
Публикация «Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
- коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);
- тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);
- пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с мелкими предметами.)
Конечно же, основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи. Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития.
Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду была поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные материалы.
Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 – 5 лет) у детей происходит ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания, то тактильное знакомство с предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью, поэтому предметы для работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип – помогать в развитии мелкой моторики рук.
Методика проведения игротренинга : в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования – середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:
*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.
*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.
После того, как дети на занятии логопеда отработали пальчиковый комплекс (проговорили слова, выполнили правильно движения с предметом, начинается следующий этап работы с комплексом. Дети с воспитателем на вечерних занятиях повторяют данное упражнение (разучивают текст, автоматизируют движения). При этом воспитатель, по рекомендации логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).
Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами.
Определив основное направление в работе, в группе была создана такая пространственно – предметная среда, которая расширяла мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по развитию мелкой моторики.
Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:
*сухие бассейны со сменными наполнителями;
*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами;
*индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики;
*зубные щетки;
*мячики-ежики;
*прищепки;
*дыхательные тренажеры;
*шнурки с узелками;
*эспандеры;
*решетки для раковин;
*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;
*разные по величине бусины;
*материал для нанизывания;
*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;
*бусы, четки;
* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;
*грецкие орехи и каштаны;
*многогранные карандаши.
Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.
К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира,
повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.