Татьяна Саенко
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
"Источник способностей дарования детей
находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста „Послушные пальчики“» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.
По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.
А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Вид проекта : групповой, игровой, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель; дети; родители.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь 2017-май 2018).
Паспорт проекта :
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
- Совершенствование движений рук.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Развивать творчество и креативность участников проекта.
-Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
- Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Работа проводилась в три этапа
I. Подготовительный этап.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по данной теме.
2. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики рук.
3. Создание картотеки пальчиковых игр и дидактических игр
4. Подготовка методического материала по реализации проекта.
5. Оформление памяток, консультаций для родителей.
II. Основной этап реализации проекта.
Работа с детьми:
Использовались различные формы работ по развитию мелкой моторики :
Пальчиковые игры;
Массаж и самомассаж
Игры с прищепками
Игры с резиновыми игрушками
Конструирование (выкладывание из счетных палочек)
Игра-сортировка природного материала (фасоль и горох)
- Дидактическая игра с мелкими предметами.
Игры с бусами.
-Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)
-Индивидуальная работа (рисование по трафарету)
Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур
-Нетрадиционная техника рисования- ладошками и пальчиками
упражнения с бумагой (перелистывание страниц, сделай снежок, обрывная аппликация и т. д.)
Работа с карандашом, бумагой, ватой
Игры с пуговицами, бусами, песком, тканями,
Игры и сказки на крупе
Игры с пуговицами и замочками
Выкладывание дорожек и фигурок из счетных палочек, спичек, камушек
Пластилинография
Итоговое мероприятие «В гости к гусеничке Милашке» пройдет в мае
Работа с родителями:
1. 1. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».
3. Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры». Родители
4. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».
5. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
6. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
7. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
8. Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»
9. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
-организация конкурса «Мама-первое слово» (оформить слово «мама» в различных стилях)
Оснащение предметно-развивающей среды :
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Песок с формочками
III. Заключительный этап.
Систематизация материалов, подведение итогов:
1. Проведение контрольного диагностического обследования в конце года.
2. Анкетирование родителей.
3. Итоговое занятие.
Форма отчетности:
- Подготовила мастер – класс для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью авторской игрушки «Моя голодная гусеничка»
- составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- создала развивающую игрушку из фетра «Моя голодная гусеничка»,
- игру «Золушка»,
- «Чей малыш?»
Результативность:
Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что цель мною была достигнута. У малышей наблюдается положительная динамика. Дети, ранее плохо владевшие речью увеличили свой словарный запас, научились общаться друг с другом, охотнее вступают в диалог с взрослыми. Игровой замысел у детей расширился. Они стали более организованными, внимательными.
У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Повысились навыки самообслуживания. И что немало важно, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.