Афанасьева Алевтина Викторовна
Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития В. В. Воскобовича в развитии детей с ЗПР 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства ребёнок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познаёт разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать с взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления. У детей с ЗПР наблюдаются недостаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах: системе геометрических форм, шкале величин, световом спектре. Нарушены пространственные и временные представления, наблюдаются нарушения слухового восприятия как неречевых, так и речевых звуков. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается слабая мотивация к познанию окружающего мира. Для усвоения выше перечисленных представлений, навыков и знаний, понимания того или иного действия ребёнку с ЗПР требуется больше времени и повторений этих действий.
Публикация «Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития В, В, Воскобовича в развитии детей с ЗПР 3–7 лет» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Как помочь ему в познании, как сделать процесс познания более интересным, привлекательным?
Именно поиск решения ответов на такие вопросы привёл нас к изучению игровой технологии В. В, Воскобовича. Данная технология полностью соответствует и выполняет требования к ФГОС ДО. Во первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр, двигательной активности детей. Во вторых предметно-развивающая среда, используемая в технологии, обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДОО, она доступна и безопасна. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен, он привлекает внимание детей. В основе технологии Воскобовича лежит принцип нтерес – познание – творчество.
Представленные игры имеют ряд особенностей. Широкий диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трёх и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. С помощью игр можно решить большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы; узнаёт и запоминает цвет и форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребёнка в течение длительного периода времени, превращая игру в "долгоиграющий восторг".
Игры и пособия В,В,Воскобовича мы используем как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми. Игры органично вплетаются в коррекционно-образовательный процесс, окружая ребёнка непринуждённой интеллектуально-творческой атмосферой.
Использование данной технологии позволяет решать нам множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДОО:
- Ознакомление детей с окружающим миром.
- Развитие у ребёнка желания и потребности узнавать новое.
- Развитие познавательных процессов.
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения.
- Развитие сенсорных представлений.
- Формирование математических, речевых умений.
- Построение коррекционно - образовательного процесса, способствующего развитию детей в игре.
Предложенная технологией предметно-развивающая среда подходит по всем параметрам детям с ОВЗ. Опыт работы с использованием технологии показывает, что логопеды и дефектологи могут успешно использовать её в работе с детьми с нарушениями речи, интеллекта, ранним детским аутизмом и и другими нарушениями.