Ирина Викторовна Левчикова
Использование художественного слова в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Левчикова Ирина Викторовна
Учитель-логопед
МДОБУ д/с №21 г. Лабинск, Краснодарский край.
Использование художественного слова в коррекционной работе учителя-логопеда.
Ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка т. е должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеются отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединять слова во фразу, нарушено звукопроизношение, имеют очень скудный словарный запас, часто в речи отсутствуют предлоги, не могут связно выражать свои мысли, речь аграмматична.
Публикация «Использование художественного слова в работе логопеда» размещена в разделах
Используя в работе художественное слово логопед помогает детям с ТНР усваивает грамматические нормы родного языка, обогащает словарный запас эмоциональной, поэтической лексикой, а так же в целом способствует развитию речи, именно поэтому активно в своей работе по коррекции речевых нарушений педагоги художественного слова.
Литературное произведение расширяет не только объем активного словаря, но и представляет разнообразные формы словосочетаний, синтаксических конструкций, а также оформление связного высказывания, тем самым развивая выразительность детской речи. В процессе лексической работы, направленной на понимание смысла слов, мы учим ребенка подбирать разнообразные слова при построении связного высказывания, в формировании грамматического строя расширяем запас грамматических конструкций. Развивая фонетическую и произносительную стороны речи, мы улучшаем интонационное оформление детского высказывания, силу голоса, правильность произношения, четкость и темп речи.
Особое внимание уделяю формированию у детей грамматически правильной речи: усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными (в роде и числе); нормы глагольного управления; разные виды связи слов в предложении.
Выразительное чтение ребенка также зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох, умения регулировать силу голоса, темп речи, хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью провожу разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. По мнению педагогов с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений: развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирования правильного произношения звуков речи, автоматизации звуков, усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Немного остановимся на скороговорках
Скороговорки – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. С помощью скороговорок учу правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы. Выполнять грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова. Активно использую скороговорки для развития у детей фонематического слуха, формирования способности улавливать тонкие звуковые различия, автоматизации звуков речи, воспитании интонационной окраски речи, развития дыхания.
Краб забрался на трап
И заснул крепко краб
А кальмар не дремал
Краба в лапы поймал. (Н. Егоров)
Вымыли мышки миски для мишки (Н. Егоров)
Завизжала пила, зажужжала пчела (Л. Ульяницкая)
Конечно же, приобщение детей к художественному слову должно осуществляться не только в детском саду, но и дома. Только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата, особенно при исправлении и развитии речи ребенка. Работу с родителями эффективно проводить через индивидуальные консультации, оформление стендовой информации задания для выполнения дома, в которых рекомендуем почитать и обсудить с детьми какое-либо произведение или закрепить стихотворение изученное педагогом с детьми в группе.
Таким образом, художественная слово (литература) играет существенную роль в обучении и развитии детей, как в речевом, так и интеллектуальном плане. Использование литературных произведений поможет приобщить детей к активной умственной деятельности, разовьет активность, наблюдательность, смекалку, научит делать умозаключения, строить высказывания, суждения, а также позволит привить любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитать чувство языка